Спинакер


Спи́накер (англ. spinnaker) — тип паруса, предназначенный для использования на полных курсах, от галфвинда до фордевинда. На яхте используется как дополнительный, в большинстве случаев при поднятом спинакере убирают стаксель. Парус изготовляется из легкой ткани, имеет выпуклую форму и по принципу действия сходен с парашютом.

Спинакер, так же как и геннакер ставится на полных курсах потому, что вымпельный ветер, направленный в корму, не наполняет геную, т.к. она закрыта гротом[1].

Поднимают спинакер за фаловый угол. Галсовый и шкотовые углы у спинакера отсутствуют, к углам паруса крепятся брасы, различают наветренный и подветренный брасы (сообразно сторон по отношению к ветру). Иногда брасом называют только наветренный, а подветренный — шкотом. Управлению брасами помогают оттяжки Барбера, или «брасоловки».

Наветренный угол паруса закрепляют с помощью спинакер-гика (или спинакер-реи). Ещё одним вспомогательным элементом управления служит аутригер.

Управление спинакером, а также яхтой, при поднятом спинакере представляет определённую трудность, и является признаком мастерства яхтсмена.

Постановка спинакера осуществляется из парусного мешка — кисы́ или специально выделенного под парус пространства, расположенного на баке лодки. Фал и брасы закрепляют на соответствующих углах паруса, устанавливают спинакер-рей. Резко выбирают фал, контролируя положение шкотовых углов с помощью браса и реи, заставляют спинакер раскрыться и наполниться ветром. Неправильное подсоединение брасов к шкотовым углам при подъёме ведёт к скручиванию спинакера.