Спиритизм


Спирити́зм (от лат. spiritus «душа, дух») — религиозно-философская доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком.

В России термин «спиритизм» принял более общее значение, став синонимом, с одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой — так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики (спиритические сеансы) в самом широком смысле слова.

Кардек во вступлении к «Книге Духов» заявил, что вводит новый термин «спиритизм» для обозначения своей доктрины, поскольку «новые понятия требуют новых названий»[1]. Однако слово тут же обросло многочисленными значениями, как правило, уничижительного толка, и стало применяться ко многим религиозным и оккультным движениям, в том числе: кандомбле, умбанде, каодаю, сантерии, а также к африканским традициям анимизма. Последователи спиритуализма в дальнейшем не раз пытались разграничить сферы двух понятий. А. Конан Дойль в «Истории спиритуализма» уточняет: «спиритизм есть часть спиритуализма, но не наоборот»[2].

Предтечами спиритизма (Modern Spiritualism) считают шведского философа Э. Сведенборга (1688—1772), автора теории «животного магнетизма» Ф. А. Месмера (1733—1815) и американского духовидца Э. Д. Дэвиса (1826—1910).[3]

Аллан Кардек (настоящее имя — Ипполит-Леон-Денизар Ривайль) в 1850 году начал изучать паранормальные явления, происходившие на спиритических сеансах. C помощью дочерей своего друга, выполнявших роль медиумов, он узнал о своей «миссии», которая состояла в том, чтобы донести до человечества некие новые представления об устройстве мира и жизни в нём. Кардек, поверив в собственную избранность, взялся формировать собственное «священное писание» путём спиритических диалогов, задавая «духам» вопросы и записывая их ответы. Последние формулировались стуками или хлопками (с помощью условного кода), или побуквенно, на планшетке. Два года спустя Кардек решил, что получил достаточно информации, чтобы сформулировать (по его собственным словам) «совершенно новую теорию существования человечества, его судьбы и предназначения». Основные положения этой теории он изложил в «Книге Духов[fr]» (фр. «Le Livre des Esprits», 1856), за которой последовали «Книга медиумов» (Le Livre des médiums, 1861), «Евангелие в трактовке духов» (L'Évangile Selon le Spiritisme, 1864) и другие[2].

Спиритизм Кардека пользовался популярностью в самых высоких сферах французского общества. А. Конан Дойль в своей книге «История спиритуализма» писал: «Не секрет, что император Наполеон III увлекался спиритизмом и неоднократно приглашал Кардека в Тюильри, где долго беседовал с ним, обсуждая „Книгу Духов“».