Автоматическое письмо


Автомати́ческое письмо́ (автоматическое от греч. αὐτόματος - самодействующее) — процесс и результат письма, который предположительно является продуктом бессознательной деятельности пишущего. Индивид при этом может пребывать в состоянии гипнотического, медиумического или медитативного транса, или же находиться в полном сознании и контролировать всё, кроме движения пишущей руки. Используется в некоторых мистических практиках (таких как спиритизм) для предполагаемой возможности общения с духами потустороннего мира или духами умерших, которые считаются управляющими автоматическим письмом[1]. Также используется некоторыми психотерапевтами[1] с целью раскрытия и освобождения от предполагаемых скрытых переживаний и мотивов, создающих конфликты в психике.

Учеными подвергается сомнению как механизм автоматического письма, отличный от идеомоторного акта[2] или от основанного на воображении или подсознании действия[1], так и формальная научная обоснованность концепции «бессознательного», применяемой в психологии и психотерапии[3], а также терапевтическая эффективность автоматического письма[1]. Национальный научный фонд США относит веру в возможность общения с духами к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений[4].

В спиритуализме и спиритизме разновидность автоматического письма, психография, использовалась для получения посланий от потусторонних источников. Своего рода учебником психографии служит «Книга медиумов» Аллана Кардека, который использовал два метода получения посланий от «духов». Косвенная психография осуществлялась экспериментаторами с помощью материального объекта, например, доски Уиджа. Прямая психография (без посредничества какого бы то ни было механического прибора) представляла собой процесс непосредственного письма, осуществляемого (как считается сторонниками спиритизма) под влиянием «духа».

Одним из тех, кто экспериментировал с автоматическим письмом, был священник и педагог Уильям Стейнтон Мозес. При том, что сам он придерживался ортодоксальной христианской веры, из-под пера его выходили необычные послания, которые постепенно заставили его поверить в то, что авторами их являются духи умерших. В 1882 году нью-йоркский дантист Джон Б. Ньюброу написал книгу «Оаспе», якобы, «под диктовку духов». Английская домохозяйка Розмари Браун автоматически записывала ноты (не зная нотной грамоты) и таким образом создавала целые музыкальные произведения (приписывавшиеся композиторам-классикам: Листу, Шопену, Бетховену и другим). В 1914 году Эльза Баркер опубликовала труд «Письма усопшего» (в 2004 году книга была переиздана под заголовком «Letters From The Afterlife: A Guide to the Other Side»), составленный из переписки с духом судьи Дэвида П. Хатча, которая велась также, по её утверждению, методом автоматического письма. Способностью к «автоматическому письму» обладал Вл. С. Соловьёв, который, по свидетельству современников был медиумом.