Спиритический сеанс


Спирити́ческий сеа́нс — мистический ритуал, проводимый обычно в специальном помещении[1], участники которого стремятся увидеть или получить какое-либо сообщение от души умершего человека. Часто, но не обязательно, на сеансе присутствует медиум. Ритуал может производиться по различным правилам[2].

Термин происходит от французского слова «séance»[3], могущего означать «место» или «сидение»[4]. Одной из наиболее ранних работ, посвящённых данной практике, была книга «Communitation With the Other Side» (рус. «Контакты с другой стороной») англичанина Джорджа Литтлтона, опубликованная в Англии в 1760 году[5]. В своей книге он утверждал, что общался — в числе прочих — с душами Перикла, Уильяма Пенна и шведской королевы Кристины. Популярность спиритических сеансов существенно возросла в Великобритании и США в середине XIX века[6], в том числе после ритуалов, проводившихся в Белом Доме тогдашней первой леди США Мэри Тодд Линкольн в присутствии своего мужа, Авраама Линкольна, после смерти их сына[7]; в Бразилии первый известный сеанс состоялся в 1865 году[8], причём вскоре в этой стране популярность этого явления уже не уступала англоязычному миру[9]. К середине XX века популярность спиритических сеансов снизилась, однако к этому времени на основе веры в возможность контакта с душами умерших возникло отдельное религиозное течение в христианстве — спиритуализм[10].

Одним из наиболее распространённых способов проведения спиритического сеанса было использование специальной дощечки, известной как «говорящая доска» или «доска Уиджа»[11], на которую были нанесены буквы алфавита, цифры и слова «Да» и «Нет». Участники сеанса помещают свои пальцы (один или два) на специальный указатель (с острым концом и пустым окошком) на дощечку и концентрируются на каком-либо вопросе; затем, якобы ощутив присутствие духа умершего, они под его влиянием начинают перемещать указатель до нужных символов (буквы, цифры, слова), чтобы получить от него ответ[12]. Возможным научным объяснением этого действия является то, что участники сеанса, верящие в реальность происходящего, могут сами перемещать указатель, не осознавая этого, — так называемый идеомоторный акт[13] .

Несмотря на то, что сторонниками реальности спиритических сеансов вплоть до первой половины XX века выступали некоторые известные люди, в том числе писатель Артур Конан Дойл[14] и психиатр Карл Густав Юнг, уже в то время значительная часть научной общественности отрицала возможность подобного. Ныне абсолютным большинством как светских учёных, так и религиозных деятелей подобная практика признаётся либо неосуществимым действием, либо открытым мошенничеством[15], либо (в случае с некоторыми религиозными деятелями) грехом, запрещаемым Библией[16]. При этом утверждать, что спиритизм как таковой является обманом, могут и служители церкви[17].