Спирово (станция)


Спи́рово — железнодорожная станция на 398-м км Октябрьской железной дороги. Расположена в поселке Спирово Тверской области.

Первое упоминание о станции в документах относится к 1847 году. Название произошло от деревни, на земле которой намечалось построить вокзал. Местные крестьяне отказались продавать землю, и в результате станция была построена около деревни Пеньков, при этом проектное название сохранили. Станция была открыта под названием Спировская в 1850 году в составе участка Тверь — Вышний Волочёк, относилась ко II классу.Приказом МПС № 227 от 21 декабря 1850 года утверждено название станции. В 1863 году станция получила нынешнее название[2]

Станция имела комплекс служб, подсобных сооружений и казарм. Были построены здание для отдыха сменных бригад, больница (была рассчитана лишь на две койки) и баня, сначала деревянная, позже из кирпича, которая существует и сейчас. Было построено круглое паровозное депо на 22 стойла (закрыто в 1912 году, частично сохранилось) с поворотным кругом. Для обеспечения паровозов была построена водонапорная башня (сохранилась), река Малая Тигма перегорожена дамбой, в результате чего образовалось Тигменское водохранилище. Наиболее важным сооружением стал вокзал с пассажирскими залами I—III классов, с крытыми платформами[3], сооруженный по типовому проекту Р. А. Желязевича. На вокзале сохранилось императорское отделение[4], служившее для приема членов царской семьи.

В 1873 году в круглом паровозном здании сделано удлинение поворотного круга.[5] В 1875-1881 годах устроены прямоугольные паровозные здания на 12 и 6 локомотивов.[6] В 1873 году построена ветвь, купцом Бутиным на свои средства, к складам лесных материалов длиной 0,2 версты.[7] В 1889 году устроен подъездной путь в балластьер Круглова.[8] В 1903 году и 1912 году был произведён капитальный ремонт пассажирских зданий. В 1908 году на станции было открыто железнодорожное училище[9].
С 1850 года на станции были организованы 6-й участок службы пути (впоследствии — Спировская дистанция пути ПЧ-4; в 1958 году объединена с Калининской дистанцией пути ПЧ-3), 5-й участок службы тяги, 5-й участок службы движения. В комплексе также были построены кирпичные линейно-путевые здания и казармы. Во второй половине XIX века при реконструкции Главным обществом российских железных дорог были построены прямоугольное депо на 12 стойл (не сохранилось) и деревянные линейно-путевые здания (частично сохранились). В 1898 году по инициативе служащих 6-го участка пути на станции была создана первая на Николаевской железной дороге библиотека[10].