Средневолжская культура


Средневолжская культура — неолитическая археологическая культура Среднего Поволжья VI—V тысячелетий до н. э.

Известно более 20 стоянок: Елшанская I и II, Ивановская, Захар-Калма, Виловатовская, Максимовская I и II, Малый Шихан, расположенные в бассейне реки Самары; Ильинка, Лебяжинка I, IV, V, Чекалино IV, Большая Раковка II, Чесноковка II, Красный Яр VII, Солонцовка, находящиеся в бассейне реки Сок; Лебяжье I и II, Мелекесс III на р. Большой Черемшан; Подлесное III, V и VII, Пензенские стоянки в верховьях реки Суры[1].

Керамика плотная, толщина стенок 0,5—1 см, внешняя поверхность сосудов заглаженная, иногда до лощения. Верхние части сосудов прикрыты. Срезы венчиков округлые или плоские. Днища плоские, иногда слабо вогнутые, острых и округлых не обнаружено. Зачастую по срезам венчиков расположены насечки. Подавляющая часть сосудов под срезом венчика имеет горизонтальный ряд ямочных вдавлений, образующих по внутренней поверхности выпуклины — «жемчужины». Кроме них, как правило, присутствует гребенчато-накольчатый орнамент в виде горизонтальных и/или вертикальных рядов наколов треугольной или овальной формы. Некоторые сосуды имеют более сложный орнамент в виде наклонных рядов прочерченных линий или «косой решетки», зубчатого штампа в горизонтальных рядах, вертикальном зигзаге или «шагающей» гребёнке. Имеются сосуды, украшенные «ногтевидными» насечками. На трёх сосудах техника накола сочетается с зубчатой, а на одном — ещё и с прочерками. Неорнаментированные сосуды имеют на внутренней стороне загладку зубчатым штампом, а иногда и оттиски этого инструмента[1].

Средневолжская керамика имеет некоторое сходство с сосудами соседней камской культуры, граничащей с севера[2][3][4]. Керамика последней представлена крупными толстостенными сосудами яйцевидной формы, закрытым верхом и наплывами на внутренней стороне сосудов, округлыми и острыми днищами, сплошной орнаментацией поверхности, употреблением преимущественно длинного гребенчатого штампа, разнообразием орнаментальных композиций. При определённом сходстве с камской, гребенчатая керамика Самарского Поволжья имеет ряд отличий: сосуды средних пропорций, фрагменты относительно тонкостенны, верхние части сосудов прямые или слабопрофилированные, днища плоские, орнаментация относительно разреженная, употребляется короткий зубчатый штамп, представлен горизонтальный пояс ямочных вдавлений под венчиком, композиции достаточно просты.