Старокиевская гора


Старокиевская гора (другое название Верхний город) (укр. Старокиївська гора, Верхнє місто) — исторический центр Киева, место, где, по легенде, изначально княжил Кий, основатель Киева. Старокиевская гора — наиболее высокая среди киевских возвышенностей. Находится в Шевченковском районе. Занимает господствующее положение над устьем Почайны и поймой Днепра. В северо-западной части Старокиевской горы сохранился ров, который ограждает площадку площадью 1,5 га. Наиболее похожими на старокиевские укрепления являются более ранние укрепления Рюрикова городища[1].

Данное место было основным местом поклонения язычников славянским богам. Здесь были расположены идолы из дерева с позолотой. После принятия князем Владимиром Святославичем христианской веры, идолы были сброшены в Днепр.

Возможно, городище лука-райковецкой культуры на Старокиевской горе являлось по отношению к поселению на Киселёвке (Замковой горе) как святилищем, так и городищем-убежищем[2][3].

Курганный могильник начинает формироваться на Старокиевской горе в конце IX века[4]. Могильник на Старокиевской горе (Некрополь I[5]) известен камерными погребения срубной конструкции. Срубы сооружались в двух техниках рубки углов срубов: «в обло» и «в лапу». В ряде случаев в Киеве, Гнёздове, Шестовицах, Чернигове и Тимерёве исследователями отмечено существование камер отличной и от срубной, и от столбовой конструкций[6]. Большинство погребений конца IX — начала X века в Киеве и Среднем Поднепровье составляют погребения, где тело покойного было помещено в могильную яму головой на запад, как принято у славян. Именно они по характеру и деталям погребальной обрядности имеют прямые аналогии в соответствующих памятниках на территории Великой Моравии в Старом месте близ Угерске-Градиште, Микульчицах на правом берегу Моравы, Поганьско (близ Бржецлава), Скалице, Стара-Коуржим, Колине[cs] и Желенках[7][8][9][10]. Прямые аналогии в погребениях знати свидетельствуют об этнокультурном родстве правящей элиты Киева и карпатских русинов[11]. В погребении № 111 в Киеве рядом с лежащим на правом боку скелетом мужчины обнаружено погребение женщины, похороненной в сидячем положении[12]. Появление сидячих в Поднепровье, на Псле и Сейме объясняется прибытием туда переселенцев из Новгородчины[13] и может быть связано с политикой Владимира Святославича, направлявшего на южные рубежи своих владений «лучших мужей» из подвластных ему отдалённых племён, среди которых летописцем называется и чудь[14]. В киевском некрополе были найдены три великоморавские серебряные серьги с «колосковой» подвеской, на поселении — литейная формочка для височного кольца, типологически близкого к подунайским прототипам[15].

Археологи А. Н. Кирпичников, Г. С. Лебедев, В. А. Булкин, И. В. Дубов пришли к выводу, что в киевском некрополе имеется только одно скандинавское погребение из 146 — столбовое камерное погребение с северной ориентацией № 114, датируемое к концом X—началом XI века[16][17].