Стачка (фильм)


«Ста́чка» (также «Чёртово гнездо́» или «Исто́рия ста́чки») — советский немой историко-революционный агитационный фильм Сергея Эйзенштейна 1924 года, снятый на Первой фабрике Госкино по инициативе Пролеткульта. Премьера фильма состоялась 28 апреля 1925 года.

Фильм встретил неоднозначные отзывы критиков. Советская пресса и некоторые кинематографисты называли фильм новаторским и в целом очень высоко оценивали его значение, но зрителями он принят не был из-за усложнённого киноязыка.

Сила рабочего класса — организация.
Без организации масс пролетариат — ничто.
Организованный он — всё.
Организованность есть единство действия,
единство практического выступления.Ленин. 1907 г.

Действие происходит до революции. На одном из крупных российских заводов неспокойно. Рабочий обвинён администрацией в краже инструмента (микро́метра) стоимостью в 25 рублей, и, не выдержав несправедливых подозрений, он кончает жизнь самоубийством через повешение. Пролетарии уже давно страдают от тяжёлых, невыносимых условий труда и несправедливости руководства предприятия. Смерть их собрата становится катализатором событий. После умело организованной в рабочем посёлке агитации на заводе объявлена стачка. Трудящиеся требуют сокращения рабочего дня до восьми часов и увеличения заработной платы на 30 %. Хозяева завода игнорируют требования пролетариев, а их петицией вытирают ботинок. Фабриканты организуют при помощи наёмной шпаны провокацию — пожар и погром в винной лавке во время мирной демонстрации пролетариев. Рабочих разгоняют струями воды из брандспойтов. На следующий день, по приказу губернатора, против бастующих направлены казаки и полиция, которые жестоко подавляют выступление и расстреливают рабочих. Фильм заканчивается титрами: «Помни, пролетарий!»

«Стачка» — первый полнометражный фильм Сергея Эйзенштейна, который сам режиссёр называл «противоречивым» и «остроугольным»[3]. До этого он имел лишь опыт съёмок пятиминутного кинофельетона «Дневник Глумова» для спектакля «На всякого мудреца довольно простоты» по пьесе А. Н. Островского[4].

Готовый сценарий «Стачки» Эйзенштейн принёс на Первую фабрику Госкино, которая располагалась в бывшем киноателье Александра Ханжонкова на Житной улице в Москве. Там ему выделили две киносъёмочные пробы, обе вышли неудачными: снято было «театрально» и длинными кусками. Во время первой пробы Эйзенштейн снимал массовку, во время второй — сцену с допросом революционера[5]. Руководство кинофабрики опасалось, что Эйзенштейн превратит «Стачку» в бессюжетный «монтаж аттракционов», поэтому намеревалось с ним расстаться[6]. Тогда Борис Михин и Эдуард Тиссэ в тайне от Эйзенштейна написали письмо руководству фабрики с просьбой выделить ему третью пробу под их материальную ответственность, ссылаясь на Эйзенштейна как «очень интересного человека», в котором они уверены.