Стокгольм-Бромма (аэропорт)


Аэропорт Стокгольм-Бромма (швед. Stockholm-Bromma flygplats, англ. Stockholm-Bromma Airport) (ИАТАBMA, ИКАОESSB) — аэропорт в Стокгольме, Швеция.

В 1930-е появилась срочная необходимость строительства крупного аэропорта в Стокгольме, столице Швеции. Аэропорт был открыт в 1936 королём Густавом V, он стал первым аэропортом Европы, ВПП которого изначально имела твёрдое покрытие. Во время Второй мировой войны шведские и британские самолёты совершали рейсы в Великобританию из аэропорта Бромма. Так как эти рейсы перевозили норвежских и датских беженцев, аэропорт вызвал интерес у немецких шпионов и два самолёта, взлетевшие с аэропорта Бромма во время войны, были сбиты немцами. После войны аэропорт стал развиваться быстрыми темпами, в аэропорту функционировали две регулярные авиакомпании: Aktiebolaget Aerotransport (ABA), которая впоследствии стала шведским партнёром в Scandinavian Airlines System (SAS), и Linjeflyg (главная шведская региональная авиакомпания, которая впоследствии была приобретена SAS). Однако взлётно-посадочная полоса Бромма стала слишком короткой для новых самолётов, используемых для трансконтинентальных рейсов в 1950-е (например DC-8), кроме того был очевиден предел пропускной способности Бромма, поэтому был построен аэропорт Стокгольм-Арланда.

С открытием аэропорта Стокгольм-Арланда в 1960-1962 все международные рейсы были переориентированы туда, внутренние рейсы были переведены в 1983. Бромма стал центром деловой авиации, авиации общего назначения и лётной подготовки, также аэропорт использовался для правительственных нужд. Несколько старых ангаров было отделено от области аэропорта и переделано в торговый центр, смежный с аэропортом. С началом работы Malmö Aviation, открывшей рейсы в Гётеборг, Мальмё и Лондон, аэропорт Бромма стал возрождаться. В 2002 начал функционировать новый контрольно-диспетчерский пункт, а терминал, был полностью отремонтирован. Аэропорт был модернизирован в 2005 и сегодня может принимать пассажиров, прибывающих в и из шенгенской зоны.

Расширению аэропорта препятствует проблема шумового загрязнения, недостаток места, и проблема сохранения культурного наследия (здания аэропорта). С завершением строительства третьей взлётно-посадочной полосы в аэропорту Стокгольм-Арланда в нём образовался большой резерв пропускной способности, кроме того существует широкая поддержка предложения использования земли аэропорта для жилой и коммерческой застройки.

Главным преимуществом Бромма перед намного более крупным Стокгольм-Арланда является его близость к центру Стокгольма (приблизительно 8 км). Однако после завершения строительства железнодорожной ветки в Арланда в 1999 году это конкурентное преимущество Бромма было утеряно. Автомобильная дорога из Бромма в центр Стокгольма часто перегружена, что делает время езды по ней нестабильным.