Сторожевые катера проекта 1400


Сторожевые катера проекта 1400 (1400М) «Гриф», классификация НАТО: англ. Zhuk class — серия советских сторожевых и патрульных катеров стоящих на вооружении Пограничной службы ФСБ Российской Федерации, ВМС Украины и военно-морских сил других стран[1][2].

Проектирование сторожевых катеров для морских частей погранвойск КГБ СССР началось с середины 1960-х годов. В 1967 году в ЦМКБ «Алмаз» командой главного конструктора В. М. Бурлакова и главного наблюдающего от ВМФ капитана 2 ранга В. И. Литовского был создан проект 1400 под кодовым шифром «Гриф». Катера подобного проекта предназначались для охраны государственной морской границы в прибрежных районах, проливах и на открытых рейдах портов, на речных и озёрных участках, а также для обеспечения морских КПП. В 1967-2000 годах построено около 300 катеров этого типа: на ССЗ «Море» Феодосия (217 ед.), на Батумском ССЗ и 8 на Приморском ССЗ. Из них 118 проданы в 20 стран мира[1][3][4].

Катер имел размеры, позволяющие перевозить его по железной дороге. Основным вооружением была спаренная пулемётная установка 2М-7 калибра 14,5 мм, расположенная в носовой части. Двухвальная энергетическая установка состояла из двух V-образных дизелей М-401А мощностью 1000 л. с. каждый. Дизель-генератор ДГ-40 и дизель-генератор-комрессор-насос ДГКН-40. Корпус с комбинированными обводами (круглоскулыми в носу и остроскулый в корме) из прессованных панелей, листового и профильного материала из алюминиево-магниевых сплавов. Система набора продольная с навесными шпангоутами, кроме носа, где поперечная система набора. Корпус сварной (пр. 1400 - клёпанный) из алюминиево-магниевого сплава марки В48-4Т1, что позволяет использовать блочный метод постройки корабля. Корпус разделён водонепроницаемыми переборками на 6 отсеков. Катер способен оставаться на плаву при затоплении любого отсека. Одноярусная надстройка также из алюминиево-магниевых сплавов со сварными или клеесварными конструкциями. Управление двигателями дистанционное автоматизированное. При необходимости из машинного отделения[1].

С учётом пожеланий иностранных заказчиков, в 1974 году в ЦКБ «Алмаз» был разработан специальный технический проект 1400-Э, предназначенный специально для экспорта в страны с жарким и тропическим климатом[1]. Экспортные катера такого типа отличались наличием дополнительной спаренной пулемётной установки калибром 14,5 или 12,7 мм, установленной на баке; системой кондиционирования воздуха и дополнительным дизель-генератором ДГ-40. Корпус был клёпаным, изготавливался из того же алюминиевого сплава В48-4Т1. Кроме того, главные двигатели и резинотехнические изделия поставлялись в экспортном варианте[1].