Страшный суд (полиптих ван дер Вейдена)


«Страшный суд» — алтарный полиптих ранненидерландского живописца Рогира ван дер Вейдена, известный также под названием «Бонский алтарь». Работа, датируемая периодом 1445—1450 годов, состоит из пятнадцати картин, написанных на девяти дубовых досках (на шести из них — с обеих сторон[1]). Картины полиптиха изображают сцену Страшного суда. На центральной доске, занимающей два ряда, изображён Иисус Христос с архангелом Михаилом, взвешивающим на весах человеческие души, которые отправляются либо к райским вратам на левом краю полиптиха, либо в ад на правом. Шесть боковых створок в сложенном виде изображают святых и донаторов.

«Страшный суд» был заказан в 1443 году для Бонской богадельни бургундским канцлером Николя Роленом и его супругой Гигон де Сален, впоследствии похороненной перед алтарём в капелле больницы[2]. Полиптих поныне хранится в этом же самом здании, хотя и не на своём изначальном местоположении — неудовлетворительное состояние вынудило переместить его в XX веке на другое место, чтобы защитить от воздействия солнечных лучей и почти 300 000 ежегодных посетителей[2].

Филипп III Добрый назначил Николя Ролена бургундским канцлером в 1422 году, и тот занимал должность в течение последующих 33 лет[3], что сделало его состоятельным человеком. Ролен пожертвовал значительные средства на основание Бонской богадельни — пристанища для больных во французском городе Бон[4], ныне известного, как историческая больница «Отель-Дьё». Причины, побудившие его основать больницу в Боне, а не на своей родине в Отёне, точно неизвестны. Возможно, это было следствием вспышки чумы, уничтожившей много населения между 1438 и 1440 годами[5], либо жестоких разорений, которым город подвергся от мародёрствующих банд — так называемых «живодёров», промышлявших в сельской местности после гражданской войны между арманьяками и бургиньонами[6]. В 1441 году Ролен получил от папы Евгения IV разрешение на строительство[7], и 31 декабря 1452 года богадельня была освящена. Ролен посвятил её святому Антонию Великому, обычно ассоциировавшемуся в средние века с исцелением от болезней[8], и основал орден бонских сестёр-госпитальеров[5]. Жена Ролена Гигон де Сален, как и его племянник Ян, приняла самое деятельное участие в основании лечебницы и служила в ней вплоть до своей смерти в 1470 году[3].

Сохранились документы, касающиеся деталей заказа, места его установки в центральной части капеллы[1] и даты завершения работы, что нетипично для нидерландской алтарной живописи[7]. Ролен обратился к ван дер Вейдену примерно в 1443 году, и ко времени освящения больницы полиптих, написанный в брюссельской мастерской художника (скорее всего, с помощью учеников) был завершён[7] и доставлен в Отель-дьё[9][7]. Официально он впервые упоминается в описи 1501 года, когда находился в главном алтаре[1].