Стрелков, Александр Фёдорович


Алекса́ндр Фёдорович Стрелко́в (10 марта 1923 — 8 марта 2000) — советский архитектор, проектировщик наземных и подземных объектов Московского метрополитена. С 1967 по 1978 год — главный архитектор института «Метрогипротранс».

Родился в 1923 году. Участник Великой Отечественной войны. С августа 1941 года по февраль 1942-го — на Ленинградском фронте, командир отделения автоматчиков 38 особой стрелковой бригады. Награждён медалью «За отвагу»[1]. 20 февраля 1941-го[источник не указан 1220 дней] бригада участвовала в окружении 16 немецкой армии. «Стрелков со своим отделением первым ворвался в деревню Пенно (в 6 км от Старой Руссы) и заняли её. Продвигаясь далее у села Прусское Стрелков был ранен пулей в грудь с раздроблением головки плеча», — говорится в наградном листе.

В 1948-м окончил МАрхИ. С 1948-го по 1952 год работал в Центральных архитектурных мастерских Министерства путей сообщения. С 1952 По 1965 год работал в институте «Метрогипротранс» — в качестве главного архитектора проекта, а затем — главного архитектора отдела ПГС. 1965—1967 гг. — руководитель архитектурной мастерской ГИПРО HИИ Академии наук СССР.

В 1967—1978 гг. — главный архитектор института «Метрогипротранс». На этой должности начал бороться за узнаваемость станций, индивидуальный облик архитектуры метро. Добился того, чтобы был объявлен конкурс на группу станций Ждановско-Краснопресненской линии[2]. Возглавил работы по проектированию пересадочного узла «Площадь Ногина» (ныне — «Китай-город»). В числе других проектировщиков и строителей центрального участка линии — лауреат премии Совета Министров СССР за 1977 год[3]. 1978—1979 гг. — начальник отдела по делам строительства и архитектуры БАМа Госстроя РСФСР.

Эскалаторная галерея на Ленинских горах (1959, снесена; открыта после реконструкции в 2022 году); лифтовые подъёмники с тоннелями на территориях санаториев в Сочи и Ливадии (1962—1965); нейтринная станция ФИАН им. Лебедева в Баксанском ущелье (1967).

Думаю, что ликование природы, запечатлённое в камне, может породить в душе человека такой искренний эмоциональный отклик, какого не вызовешь самым изощрённым декором[2].