Студиоло д’Эсте


Студиоло д’Эсте, Кабинет Изабеллы д’Эсте (итал. Studiolo di Isabella d'Este) — коллекция картин и других произведений искусства, находившаяся в кабинете (studiolo) мантуанской маркизы Изабеллы д’Эсте, супруги маркиза Мантуи Франческо II Гонзага. Изабелла была страстной собирательницей античных скульптур, монет, медалей и заказчицей живописных картин. Она создала «Студиоло д'Эсте»: апартаменты с коллекцией произведений выдающихся художников эпохи итальянского Возрождения: Андреа Мантеньи, Перуджино, Лоренцо Коста и Корреджо. Маркиза заслужила прозвание «десятая муза», а изображения муз часто присутствовали в посвящённых ей картинах. Уникальная коллекция Изабеллы д’Эсте впоследствии была рассеяна по разным европейским музеям.

Родившаяся в Ферраре и получившая образование у лучших гуманистов того времени, Изабелла вышла замуж за Франческо II Гонзага в 1490 году в возрасте шестнадцати лет и прибыла в Мантую 12 февраля того же года. Она поселилась в апартаментах на первом этаже замка Сан-Джорджо, недалеко от Камеры дельи Спози Палаццо Дукале (герцогского дворца) в Мантуе, помещения, знаменитого благодаря фрескам падуанского художника Андреа Мантеньи. В её распоряжении были две небольшие комнаты: студиоло («маленькая студия»), расположенная в башне Сан-Никколо, и «гротта» (grotta), комната со сводчатым потолком в нижнем кабинете, где впоследствии были представлены античные медали и монеты, резные камни и скульптура[1].

Верхнюю комнату маркиза решила оформить картинами. Сначала она поручила эту работу Мантенье, который написал для неё две картины. Но к тому времени они из-за жёсткой, графичной манеры художника уже казались устарелыми, и Изабелла обратилась с просьбой к самым известным живописцам нового поколения. Её письма к Джованни Беллини, Леонардо да Винчи и Франческо Франча остались без внимания. Отозвался Перуджино и прислал одну картину. После смерти Мантеньи в 1506 году должность придворного живописца получил Лоренцо Коста Старший, закончивший оформление студиоло двумя картинами. На протяжении XV—XVI веков студиоло эволюционировало от библиотеки и помещения для личных занятий до небольшого, но ценного художественного музея.

В общей сложности создание художественного ансамбля заняло около двадцати лет[2]. Став полновластной регентшей после смерти супруга в 1519 году, Изабелла переместила свой кабинет в 1522 году на первый этаж «Corte Vecchia» (Старого двора) герцогского дворца. В новых апартаментах, которые вместо двух комнат заняли пять, к коллекции добавились две картины, написанные около 1530 года Корреджо. Просторные помещения позволили расширить коллекцию нумизматики, мебели и других предметов.