Яхья ас-Сухраварди


Шихабуддин Абуль-Футух Яхья ибн Хабаш Сухраварди (перс. شهاب‌الدین سهروردی‎) (1155—1191) — персидский[4][5][6][7][8][9][10][11] философ и мистик, создатель философии ишракизма (озарения), в силу чего он стал известен также как Шейх аль-Ишрак (Мастер Озарения). Сухраварди считал, что он возрождает традицию древней персидской мудрости[12][13]. Казнён в связи с обвинением в ереси, в связи с чем также получил титул аш-Шейх аль-Мактуль, то есть «Убитый шейх».

Сухраварди родился в курдской[14] деревне Сохревард недалеко от Зенджана и Биджара (территория современного Ирана). Изучал философию (хикма) и исламское право (фикх) у Маджуддина аль-Джили, который также был учителем Фахруддина ар-Рази. В дальнейшем продолжил своё обучение в Иране и Сирии.

Сухраварди является автором более 50 философских трудов на персидском и арабском языках. Наиболее важным из них представляется книга «Философия озарения» (араб. حكمة الإشراق‎ — Китаб хикмат аль-ишрак‎), работу над которой философ завершил в 1186 году.

Шейх аль-Ишрак был казнён в период между 1191 и 1208 гг. в связи с обвинением в ереси по приказу аль-Малика аз-Захира[англ.], сына Саладина. Существуют разные версии относительно способа этой казни. По одним данным, философа уморили голодом, согласно другим сообщениям, его сбросили с высокой крепостной стены, а затем сожгли.

Согласно концепции Сухраварди, бытие представляет собой иерархию светов разной степени интенсивности. Для обозначения этих светов философ использует два арабских термина — «нур» (نور) и «дав» (ضوء), которые с лексической точки зрения являются синонимами, с той лишь разницей, что первое в исламе является одним из имён Всевышнего Аллаха, упомянутых в Коране:

Божественный Свет, тем самым, является наивысшим в этой иерархии, он является в ней Светом светов (нур аль-анвар). Сухраварди подчёркивает, что лишь свет является истиной. При этом он настаивает на том, что свет нельзя понимать как субстанциональную вещь и что его следует воспринимать как чистую явленность, поскольку представление о субстанциональности вещей является порождением человеческого ума. Хотя внешний мир по Сухраварди также не является и иллюзией, он предпочитал говорить всего лишь об «очертаниях» высвеченных вещей.