Фуллер, Сэмюэл


Сэмюэл Фуллер (англ. Samuel Fuller; 12 августа 1912, Вустер, Массачусетс — 30 октября 1997, Голливуд) — американский кинорежиссёр, сценарист, прозаик, который прославился в 1960-е годы малобюджетными жанровыми фильмами на «неудобные» и запретные прежде для Голливуда темы («Шоковый коридор», «Обнажённый поцелуй»). Его творчество, предвещавшее эпоху Нового Голливуда, но не оцененное по достоинству американским истеблишментом, получило высокую оценку со стороны теоретиков французской новой волны. На исходе жизни режиссёр постоянно жил и работал во Франции.

Родился в семье еврейских эмигрантов; отец, Вениамин Рабинович, происходил из России, мать, Ревекка Баум, — из Польши. По приезде в Америку семейная фамилия сменилась на Фуллер — возможно, в честь доктора Сэмюэла Фуллера с «Мейфлауэра».

В 12 лет Фуллер начал работать разносчиком газет, в 17 лет стал криминальным репортёром в New York Evening Graphic. С середины 1930-х работал как сценарист, писал бульварные романы.

Во время Второй мировой войны служил в пехоте, был приписан к 16-му пехотному полку 1-й пехотной дивизии. Участвовал в выбросках в Африке, Сицилии и Нормандии, в сражениях в Бельгии и Чехословакии. 6 мая 1945 года участвовал в освобождении концлагеря в Фалькенау, снял 16-мм хронику, позже использованную в документальном фильме «Фалькенау: Невозможное». Награждён Бронзовой звездой, Серебряной звездой и Пурпурным сердцем. Опыт военных лет Фуллер использовал в своих фильмах.

В 1949 году продюсер Роберт Липперт заказал Фуллеру три сценария. Недовольный фильмом «Хладнокровный», поставленным по его сценарию Дугласом Сирком, Фуллер принял заказ Липперта на том условии, что он сам выступит режиссёром своих сценариев без дополнительной платы; Липперт согласился. Третий фильм, «Стальной шлем», один из первых на тему Корейской войны, принёс Фуллеру известность. Некоторые репортёры клеймили фильм как прокоммунистический и антиамериканский и даже утверждали, что фильм тайно финансировался коммунистами. В свою очередь, армия США, предоставившая для фильма кинохронику, категорически возражала против сцены, где американские солдаты казнят военнопленного; Фуллер отвечал, что видел это своими глазами во время службы, но вынужден был пойти на компромисс.

Выполнив заказ Липперта, Фуллер подписал контракт с Дэррилом Зануком на семь фильмов для 20th Century Fox. Первым из них стал ещё один фильм о Корейской войне «Примкнуть штыки!», о седьмом Мика Каурисмяки снял в 1994 году документальный фильм «Тигреро: фильм, который не был снят». Любимым фильмом Фуллера этого периода был «Парк Роу», история об американской журналистике.