Синтоистская архитектура


Синтоистская архитектура — важная составляющая японской архитектуры[1]. Она, как и религия синто, уникальна для Японии. Испытывая влияние буддистской архитектуры, она, тем не менее, сохранила особенности японских зданий доисторического периода.Синтоистские храмы (дзиндзя) эволюционировали от огороженного участка для проведения церемоний до сложного комплекса сооружений. Обычно главным зданием святилища является хондэн; священные врата — тории — являются одним из символов синто. В основе синтоистских святилищ, как и в основе японских домов, лежит каркасная схема[2]. Существует множество стилей храмовой архитектуры, большинство из них основаны на форме древних зернохранилищ.

История синтоистской архитектуры уходит своими корнями в период Яёй. В то время простые японцы жили в полуземлянках или длинных многоочажных домах. С развитием земледелия для урожая стали строить деревянные хранилища с приподнятым полом — такаюка[яп.]. Возможно, эти хранилища послужили прообразом главного здания святилища[2][3].

В основе синто лежит поклонение бесчисленным духам (ками), включая и предков, и природные явления, и красивые или необычные места. Ими, например, могли являться священные рощи, горы и водопады. В старину постоянных храмов не существовало — при проведении религиозных праздников священный участок огораживался забором или верёвкой, на входе в него устанавливались ритуальные ворота. До сих пор сохранилось несколько святилищ, где отсутствует главное здание, например Омива (Сакураи) и Санатара (Сайтама) — в таком случае объектом поклонения является сама гора, или, в случае храма Окиносима, — весь остров[2][4][5].

В эпоху Яёй, когда сельскохозяйственные праздники стали регулярными, возникла и необходимость в постоянных объектах для отправления культа. Вначале воплощением ками служили простые предметы, например — установленный в центре огороженного участка деревянный столб. В качестве отголоска этой традиции в некоторых святилищах до сих пор имеется священный центральный столб (яп. 心の御柱 син-но-михасира), который играет лишь символическую роль. Скорее всего, первые святилища были небольшими и переносными, подобно нынешним микоси (яп. 神輿), используемым во время праздников. Это особо заметно в храмах Касуга в Наре и Камо в Киото. Одними из предшественников нынешней храмовой архитектуры могли быть и временные святилища Дайдзёкю, строившиеся для церемонии интронизации императора, которые, по преданиям, возводились с III века[4][6][5].