Чжуаньшу


Чжуаньшу (кит. трад. 篆書, упр. 篆书, пиньинь zhuànshū), «иероглифы печати», появился в VIII—III веках до н. э.[2] и был официальным стилем письма в царстве Цинь, а затем в Восточной Чжоу в Цинь и распространялся в те регионы, которые Цинь завоёвывало. Чжуаньшу — самый часто используемый из архаичных стилей каллиграфии.

Существует два его основных варианта: «большая печать» (кит. 大篆, пиньинь dàzhuàn, палл. дачжуань) и «малая печать» (кит. 小篆, пиньинь xiǎo zhuàn, палл. сяочжуань).

В конце XX века этот стиль в основном использовался для инканов. Хотя сама печать изготавливается из древесины, жадеита и других материалов, надпись для оттиска выполняется кистью и тушью.

Большинство китайцев не могут читать чжуаньшу, его использование обычно ограничивается каллиграфией[3]. Из современных словарей китайского языка для многих иероглифов запись стилем чжуаньшу приведена, например, в девятитомном «Большом словаре китайских иероглифов» (2-е издание, 2010 год)[4].

Сяочжуань (小篆) — малый устав, унифицированный стиль, введённый при династии Цинь; в настоящее время употребляется на печатях. Ожидается, что он будет включен в Юникод[5]. Другие названия: «проволочное письмо» и «металлическая нить». Стиль сяочжуань является упрощением более громоздкого стиля дачжуань[6].

Получил наибольшее распространение на циньских и ханьских каменных стелах и стал толчком для развития китайской каллиграфии и живописи.