ТЭ1


ТЭ1 (тепловоз с электрической передачей, 1-й тип) — советский шестиосный (тип 30 - 30) грузопассажирский тепловоз мощностью 1000 л. с., выпускавшийся с 1947 по 1950 г. на Харьковском заводе транспортного машиностроения (ХЗТМ[комм 3]) при участии Харьковского электротягового завода (ХЭТЗ) и московского «Динамо»[⇨]. Был создан по личному указанию И. В. Сталина и является копией американского Да, поставлявшегося по ленд-лизу[⇨]. Не будучи первым советским тепловозом вообще, ТЭ1 стал первым в стране тепловозом, выпускавшимся серийно после войны (советское производство магистральных тепловозов было прервано за десять лет до этого, с 1941 года)[⇨].

В 1924 году на заводе Красный Путиловец в Петрограде был построен тепловоз Гэ001 (позже переименован в Юэ002, а затем в Щэл1) по проекту Я. М. Гаккеля[1]. Одновременно с ним в Германии был построен для Советского Союза тепловоз Юэ001 (позже переименован в Ээл2), который был также разработан в Советском Союзе, но уже под руководством Ю. В. Ломоносова[2]. Несмотря на существенную разницу конструкции, эти тепловозы имели схожие по мощности дизели (1030—1050 л. с.), мощность от которых на движущие колёсные пары передавалась с помощью электрической передачи. Именно наличие электрической передачи постоянного тока с гиперболической тяговой характеристикой сделало эти тепловозы пригодными к практической работе с поездами. В ноябре того же года эти два первых в мире магистральных тепловоза совершили свои первые обкатки. В 1925 году оба тепловоза были приняты приёмочной комиссией НКПС и в дальнейшем поступили для работы с поездами в локомотивное депо Люблино[1][2]. Туда же вскоре прибыл и построенный в Германии по проекту Ломоносова тепловоз Юм005 (позже переименован в Эмх3), который в отличие от предыдущих, имел механическую передачу[3].