Театр юного зрителя


Теа́тр ю́ного зри́теля (ТЮЗ) — профессиональный театр, предназначенный для детской, подростковой и юношеской аудитории. Специализация на детскую аудиторию проявляется не только в репертуаре, но и в сценическом решении спектаклей: красочность, синтетичность, игра со зрителями.[1]

В дореволюционной России профессиональных театров для детей не было. После Октябрьской революции создание их стало задачей государства. Первые детские театры появились в годы Гражданской войны в Петрограде, Москве, Саратове, Екатеринодаре, но просуществовали недолго. В 1920-е годы создаются театры во многих городах страны: Театр для детей в Харькове (1920, ныне Первый украинский театр для детей и юношества во Львове), Московский театр для детей (1921, ныне Российский академический молодёжный театр), Ленинградский театр юных зрителей (1922, ныне ТЮЗ имени А. А. Брянцева), Киевский театр для детей (1924, ныне Киевский академический театр юного зрителя), Московский театр юного зрителя (1924), Русский и Грузинский ТЮЗы в Тбилиси (1927 и 1928), ТЮЗы в Горьком (1928, ныне Нижегородский театр юного зрителя), Баку (1928), Ереване (1929), Новосибирске (1930, ныне Новосибирский академический молодёжный театр «Глобус») и др. К 1930 году было уже 20 ТЮЗов, играющих как на русском, так и на других языках народов СССР. Начальные программы ТЮЗов состояли из инсценировок переводов сказок и повестей детской литературы («Кот в сапогах», «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Соловей», «Бум и Юла» X. К. Андерсена, «Том Сойер» и «Принц и нищий» М. Твена, «Маугли» Р. Киплинга, «Гайавата» Лонгфелло, «Конёк-Горбунок» П. Ершова и др.). С середины 1920-х годов появляются первые пьесы для детей с советской тематикой («Тимошкин рудник» Л. Макарьева, «Чёрный Яр» А. Афиногенова, «Аул Гидже» Н. Шестакова, «Винтовка 492116» А. Крона, «На заре» и «Взрыв» В. Гжицкого, «Колька Ступин» С. Ауслендера, «Предатель» Б. Житкова, «Хубеане», «Игра в Спартака» Р. Победимского, «Любовь и дым» И. Днепровского, «Хо» Я. Мамонтова и др.). Среди актёров-травести В. Сперантова, А. Охитина, К. Коренева, Н. Казаринова, Г. Бурцева, С. Фомина, Г. Купрашвили.[1][2]