Тавади


Тавади (груз. თავადი от слова тави — голова) — титул в феодальной Грузии. В дворянской иерархии Грузии тавади стояли выше дворян — азнаури, но ниже эристави (крупных феодалов) и полунезависимых владетелей — мтавари (груз., букв. главный). Титул соответствовал мусульманским бекам Закавказья и армянским меликам[1]. После вхождения Грузии в состав Российской империи, и тавади и эристави и мтавари были приравнены к князьям.

Тавади появляются в Грузии с середины XV столетия. Когда они приходят на смену эристави (от груз. слов эри — народ, тави — голова). До этого иерархия феодального грузинского общества выглядела так: во главе стоял царь, ниже его стояли так называемые провинциальные цари (члены царской династии, правившие в отдельных областях, именовавшие себя полной титулатурой царя, но подчинявшиеся царю единой Грузии), затем следовали эриставт-эристави (управлявшие крупнейшими областями), затем шли эристави, ниже них были дидебули-азнаури (букв. возвеличенные дворяне) и просто азнаури. С начала XV столетия ситуация стала меняться. Грузия распадается на три царства и княжество Самцхе-Саатабаго (в составе Имеретинского царства образуются четыре самтавро: Одишское (Мегрелия), Гурийское, Абхазское и Сванское). Во главе царств становятся ветви династии Багратиони, а самтавро возглавляют потомки эриставт-эриставов. Тавади же приходят на смену более мелких эриставов. Некоторые тавади так же вышли из среды дидебули-азнаури.

Как прежде эристави подчинялись напрямую царю или эриставт-эриставам, так и теперь тавади могли быть непосредственно вассалами царя (в Картли, Кахети и Имерети) или вассалами мтаваров (в Самцхе-Саатабаго, Мегрелии, Гурии, Абхазии и Сванети).

В XVIII веке, в период правления грузинского царя-законодателя Вахтанга VI, различали три степени тавади, причём по действовавшим в то время правовым нормам за кровь тавади первой степени платилась компенсация в 15360 руб. серебром, за кровь тавади второй степени — 7680 руб., за кровь тавади третьей степени — 3840 руб, столько же, сколько за убийство архимандрита.

При этом, князь первой степени, именуемый дидебули — был лишь старший в роду, и являлся фактическим главой рода и княжества (сатавадо). Младшие члены дидебульских родов (младшие сыновья дидебула и его же младшие братья) именовались тавадишвили (букв. — ребенок князя) и пользовались правами тавадов второй степени. В тавадских родах третьей степени, так же лишь глава рода был тавади, а его младшие сыновья и братья были тавадишвили. При этом сыновья тавадишвили именовались уже сахлис кацеби (букв. — люди дома).

До конца XVIII начала XIX вв. — сохранились лишь четыре эриставских дома, фактически пользовавшихся правами и уравненных с тавадами первой степени (дидебулами). Это были эристави Арагвские и эристави Ксанские в Картли, эристави Рачинские в Имерети и гурийские эристави в Гурийском княжестве.