Таганрог (станция)


Старый вокзал / Таганро́г II — тупиковая железнодорожная станция Ростовского региона Северо-Кавказской железной дороги, находящаяся в городе Таганроге на Площади Восстания. Станция имеет прямой выход на грузовую станцию Марцево и пассажирскую Таганрог-Пассажирский. Используется в основном для приёма/отправки и отстоя грузовых составов, подачи и уборки вагонов в морской порт, Тагмет, Красный котельщик, другие предприятия города.

Станцией в разное время руководили Н. П. Дьяченко (более 25 лет), С. Н. Полтавский, С. Л. Завадовский, В. В. Борух, Ю. И. Войников.

Здание вокзала является объектом культурного наследия регионального значения. Принят под охрану решением Малого совета Ростовского облсовета № 301 от 18 ноября 1992 года.

Двухэтажное здание вокзала построено в 1869 году из красного кирпича, без применения штукатурки, с узорчатой кладкой[1]. Архитектор — С. И. Загоскин. Здание вокзала представляет собой типичный образец краснокирпичной эклектики, популярной в Ростове и Таганроге[2].

Своеобразие зданию придают разновысокие окна, арочные ниши, причудливые аттики. До наших дней здание сохранилось в неизменном виде, кроме исчезнувшей одноэтажной пристройки слева[1]. Железнодорожная станция была небольшая, но имела красивую крытую платформу, что защищало пассажиров от солнца и осадков. Около тяжёлого колокола располагался сторож, дававший сигнал отправления поездам. На левой этакаде находилась вокзальная часовня[1], которую разрушили в 1920-е годы. Станция имела локомотивное депо (депо называлось «стойло») на 12 единиц, с оборотным кругом, позволявшим менять направление движения поездов.

Торжественное открытие железной дороги в Таганроге состоялось 4 января 1870 года (23 декабря 1869 года по старому стилю)[1]. Почти 100 лет Таганрог имел единственную тупиковую станцию. После строительства в 1962 году «Нового вокзала», названного «Таганрог I», старый вокзал получил имя «Таганрог II»[1].