Таг (музыка)


Таг (арм. Տաղ) — продолжительное по времени исполнения, часто сольное, одноголосное песнопение средневековой армянской духовной музыки, носившее виртуозно-концертный характер; особый жанр профессиональной богослужебной музыки в средневековой Армении.

Таг — один из четырех основных жанров церковной музыки средневековой Армении. Его самые первые образцы относятся к V веку. Как считают исследователи[1], первоначально подобные песнопения представляли собой поэтическую проповедь, являющуюся символической интерпретацией событий земной жизни Иисуса Христа и деяний святых. Истоки искусства тагов обычно видят в творчестве гусанов и в повседневной музыкальной традиции крестьянства. Впоследствии, наряду с религиозными тагами появилась и светская разновидность тагов.

В Средние века религиозный таг считался наиболее свободным от регламентации жанром церковной музыки. Тем не менее, таги были привязаны к календарю церковных праздников и исполнялись во время богослужения, хотя могли звучать и за его рамками. Расцвет искусства сочинения и исполнения религиозных тагов пришелся на X век. Наиболее ярким его представителем этого времени является Григор Нарекаци. Новый расцвет таговой лирики относится к XII веку, когда творили Хачатур Таронаци и Нерсес Шнорали. Этот взлёт искусства тагов обычно связывают[2] с созданием во II половине XII века более совершенной системы музыкальной нотописи, позволявшей точно записывать сложную и изысканную мелодию тага. Многие из духовных тагов сохранились в составе особых сборников — «Гандзаран». Самый известный среди них — «Гандзаран» Мхитара Айриванеци, созданный им в 1286 году и содержащий созданные им сочинения, а также авторский комментарий к сборнику[3]. Уже в XIIIXIV веке религиозный таг постепенно начинает уступать светскому тагу.

До нашего времени дошло несколько светских тагов Григора Нарекаци, устная традиция которых была записана в конце XIX века: «Телега спускается с горы Арарат», «Очи-море» и другие[4] Наиболее ярким представителем светских тагов был Фрик, живший в XIII веке. В 1513 году в Венеции, где существовала крупная армянская диаспора, был напечатан первый сборник светских тагов — «Тагаран». Иногда в литературе встречается утверждение, что последним создателем светских тагов был Наапет Кучак (XVI век). Однако, это утверждение является ошибочным[5], и, вероятно, основано на словах самого Кучака о себе и как тагопевце, и, преимущественно, как ашуге (это название он применил впервые по отношению к музыканту и поэту).

Создание и исполнение подобных сочинений продолжается активно в XVII и XVIII веках, хотя по интенсивности уступает искусству ашугов. Один из самых выдающихся образцов позднего тага — «Журавель», относящийся к XVII веку.