Таймень (байдарка)


Тайме́нь — тип туристской каркасной байдарки второго поколения. Выпускается заводом «Салют» с конца 1970-х годов. Двухместная или трёхместная.

Байдарка состоит из оболочки и каркаса, а также комплектуется рулём. Как и большинство разборных каркасных байдарок, она имеет ряд продольных (кильсон, стрингеры,привальные брусья, фальшборта) и поперечных (шпангоуты) деталей каркаса. Каркас сделан таким образом, что при сборке сначала собирают отдельно носовую и кормовую части каркаса (при этом шпангоуты крепятся к кильсону, а через специальные проушины шпангоутов соединяются детали продольного каркаса). Затем обе половины каркаса вставляют в оболочку, которую часто называют «шкурой» или «галошей»[источник не указан 3444 дня], и соединяют нос и корму вместе, одновременно натягивая оболочку.

Достоверных сведений об истории создания байдарок «Таймень» немного. Известно лишь, что выпускались они на заводе ММПП «Салют», а также, что конструктором считается Строгонов Валентин Алексеевич.[1] В 2017 году им на личные средства была издана книга "Откровенные рассказы старого лодочника", в которой описана история "Тайменей" и роль автора в их появлении. Электронная версия книги доступна бесплатно в сети интернет[2]. В середине нулевых годов завод "Салют" выпуск "Тайменей" прекратил. Несколько интересных статей о конструировании и испытаниях "Тайменей" были опубликованы в журнале "Катера и Яхты"[3][4][5].

Фальшборта и кильсон у «Тайменей» (в отличие от «Салютов») цельнометаллические, что увеличивает надёжность и уменьшает хрупкость креплений деталей. Шпангоуты замкнутые, что не позволяет им сильно деформироваться при различного рода ударах, а также увеличивает их прочность. «Таймени» имеют подъём («подрезку») штевней, что делает их манёвренней. Ходкость у «Тайменей» лучше, чем у «Салютов». Имеются фартуки со срывными юбочками и гермоупаковки для снаряжения. В походе данная байдарка легко ремонтируется.

Недостаток «Тайменей» — длинная (1,45 м), неудобная в транспортировке упаковка. Также байдарка имеет большую осадку из-за большой массы и килеватости. Вследствие чего часты случаи повреждения оболочки о камни, ветки брёвен и другое. Для сложных походов требуется доработка — проклейка оболочки (шкуры) под стрингерами и кильсоном, шитьё фартука, юбок.