Байдарка


Байда́рка — длинная узкая лёгкая лодка приморских народов тихоокеанского севера: алеутов, чукчей, коряков, эскимосов, предназначенная для охоты на морского зверя. То же, что и каяк. Современные аналоги используются в первую очередь для спорта и туризма. Обычно приводится в движение двухлопастным веслом, поэтому не имеет уключин. Иногда используется парус[1].

Слово «байдарка» — уменьшительное от «байдара», его нет как названия лодки ни в одном языке аборигенных прибрежных народов региона. Оно стало применяться вместо местных названий русскими первопроходцами, которые использовали привычный им термин, известный в разных вариантах для больших парусных рыбацких и грузовых лодок, вёсельных паромов, лодки для завода невода, широко распространённый в европейской части России, в том числе на Чёрном, Азовском, Каспийском морях и на Тереке[2][3][4][5][6].

В силу исторических обстоятельств это слово закрепилось в русском языке для наименования традиционной герметично закрытой лодки северных народов. Собственное алеутское название этой лодки — игах, аюхток, а у эскимосов — каяк, кэюкэй.

Состоит из деревянного каркаса, обтянутого моржовой или тюленьей кожей. Имеет 1—3 места для гребцов в виде люков в верхней части, с которыми при непогоде герметично соединяется специальная непромокаемая одежда. В разных регионах имеет свои оформления носа и кормы. Кроме того, байдарки к востоку от полуострова Аляска, имеющие более закруглённый обвод дна, являлись чисто морскими, тогда как к западу от полуострова они были плоскодонными и использовались в мелких водах внутренних водоёмов или для прибрежных плаваний[7]. Также, например, алеутская байдарка более узкая, а у эскимосов острова Кадьяк — шире и остойчивее. Аляскинские каяки были и похожими на маленькие умиаки, только с верхним покрытием из кожи и отверстием для гребца[8]. Чаще используется двойное весло, но кадьякские эскимосы применяли однолопастное. Гребут сидя, вытянув вперёд ноги или на коленях, что предпочитали алеуты[9].

Современная байдарка представляет собой подобие старинной конструкции с использованием новых материалов и технологий. Это маломерное лёгкое запалубленное судно, приводимое в движение, главным образом, вручную и имеющее острые обводы (коэффициент полноты корпуса около 0,5 и значительное удлинение, всегда превышающее значение 5)[10]. В качестве движителя байдарки используется двулопастное весло, использование которого является признаком, отличающим байдарку ото всех иных типов гребных судов. Гребцы сидят один за другим, лицом по направлению движения.

Наиболее распространёнными видами туристических байдарок являются одно-, двухместные, реже встречаются трёхместные (например, Таймень-3, Салют-3). Байдарки на большее количество гребцов относятся скорее к экзотике.