Уключина


Уклю́чина (по словарю Даля — оключина[1][2]) — элемент лодки, гребного судна, для подвижного крепления весла к борту. При гребле уключина удерживает весло и создает упор[3][4][5].

Существуют различные типы уключин: вырезы в борту (полупортики), или же вилки (рогатки), вращающиеся на вертикальном штыре, вставленном в специальное гнездо, подуключину. В таких уключинах весла вращаются, как в гнезде. Другие типы уключин — колышек с ременной или веревочной петлей (гужем), или с другим способом крепления весла; либо петля, закрепленная в отверстии в борту; либо два колышка, функционирующие, как вырез в борту. У уключины с развилкой форма развилки может быть любой, например, несимметричной или замкнутой в кольцо; наиболее распространена Y- или U-образная форма; весло может быть закреплено в развилке осью-заклепкой. Уключины устанавливаются либо непосредственно на борту лодки, либо снаружи от него — на брусе, проходившем по наружному краю борта (планшире) или на выносном кронштейне[6][7][8]аутригере (при этом гребное судно также именуют аутригером или гигом).

В «Толковом словаре живого Великорусского языка» В. И. Даля колышки, используемые для устройства уключины по одному, с креплением весла петлей-гужем, либо по два, когда весло вкладывается между ними, именуются колочками или кочетками[1][2][9][10].

То место весла, которое вкладывается в уключину, может дополнительно укрепляться, например — обшиваться кожей[11]. Уключина-развилка, помимо крепления к подуключине, может дополнительно крепиться к борту, чтобы предотвратить потерю[12]. Вырезы в бортах могут оковываться, обычно латунью[8].

Уключины в бортах характерны для различных видов транспортных лодок, шлюпок; у спортивных лодок уключины обычно устанавливаются на кронштейнах за бортом. У каноэ и байдарок уключины отсутствуют. Наличие уключин у лодки является определяющим признаком для уключинного гребного спорта, в частности — академической гребли[13][14].

Уключины могут выполняться как из дерева, так и из металла[7]. В последнее время более распространено их изготовление из различных устойчивых к коррозии сплавов, а также из пластика.