Аутригер


Аутри́гер (аутри́ггер) (англ. outrigger)[1] — всякое выдвинутое за борт дерево или балка[1], выносная опора, выносной элемент.

Аутриггер или гиггребное судно (шлюпка, лодка) с выносными за борт уключинами для вёсел для удобства гребли (на самых узких). Аутриггер (или гиг) — длинная низкобортная и очень узкая лодка (шлюпка), весьма лёгкой постройки, специально назначенная для быстрого хода под вёслами. Бывают для одного, двух, четырёх и шести гребцов.

Аутригерами или по-русски «балансирами» называют выносные части традиционных лодок, используемых на островах Тихого океана и в Пуэрто-Рико, а также в лодках современных конструкций.

У яхт «аутригером» называют любое приспособление, используемое для проводки такелажа либо для размещения балласта за пределами бортов судна. Возможность применения аутригеров зависит от класса яхты[2].

«Аутригерами» называют выносные опоры различной специальной техники, такой как автокраны, автовышки или тракторы различных конструкций. Они предназначены для увеличения площади опоры и повышения, таким образом, устойчивости. Как правило, имеют гидравлический привод. Реже данный термин употребляется для других элементов (консольных балок). Как раз таковыми оснащаются стационарные (приставные) башенные краны, предназначенные для высотного строительства. При строительстве небоскрёбов на аутригерах также могут присутствовать ходки для крановщиков, соединяющие башню крана со строящимся зданием.

В высотных зданиях находится, по крайней мере, одно центральное ядро. Оно включает в себя технические шахты, лестницы, лифты и другие системы обслуживания. Ядро зачастую расположено в центральной части здания, что позволяет открыть панорамный обзор с небоскрёба. А для будущих обитателей высотного здания используют пространства рядом с внешними стенами[3]. Для связки центрального ядра и наружных колонн небоскрёба используют аутригерные системы.