Тайфун (тип судов на подводных крыльях)


Тайфун (судно проекта 1233) — советское экспериментальное пассажирское газотурбинное судно на автоматически управляемых подводных крыльях 1969 года постройки[5], которое использовалось также в качестве модели для разработки МРК «Ураган» (проект 1240). Усиленно эксплуатировалось в 1970-е годы на линиях речного и морского пароходств, в результате чего были получены результаты, улучшившие проект МРК «Ураган».[2]

Проект «Тайфун» использовался для отработки новых технологий, при реализации МРК «Ураган» (проект 1240), также проектировавшегося в ЦМКБ «Алмаз». Однако конструктивно, пассажирский СПК «Тайфун» значительно отличается от МРК «Ураган», в частности он имеет прямое подводное крыло, в отличие от 2-х стреловидных на «Урагане», и простые Z-образные угловые колонки К-1700 (на проекте 1240 используются колонки с тандемными винтами), кроме того, в 5 раз различается водоизмещение судов и в 10 раз мощности энергетических установок[6].

Решение о постройке полунатурной модели «Урагана» было принято в 1964 году, тогда и появилось название «Тайфун».[2]Сама идея такой конструкции пришла из проекта 1234, где планировалось применить глубоко погружённые подводные крылья.[• 2][7]

Проект оказался очень сложным и большое количество проблем пришлось решать впервые. В том же 1964 году было принято решение МСП о разработке опытного морского пассажирского судна на АУПК «Тайфун» (проект 1233).[2]

Газотурбоход проекта 1233 был сконструирован в ЦКБ-5 (ЦМКБ «Алмаз», Ленинград), главный конструктор — В. М. Бурлаков, существенное участие в работах принял К. Ж. Аванесов.[8] Основной двигатель судна создан в ЗМКБ «Прогресс» (Запорожье, УССР) под руководством моторостроителя Ф. М. Муравченко.[9]

«Тайфун» был построен с целью практической проверки формы корпуса, а также системы управления и гидродинамики глубокопогружных подводных крыльев.[1]На нём были отработаны принципы построения системы стабилизации, разработки угловых колонок по передаче мощности к гребным винтам.[10]С этим связано непривычное для мирных судов «недоброе» наименование судна, традиционное для советских сторожевых кораблей времён Великой Отечественной войны, за свои «погодные» названия именовавшихся «дивизионом плохой погоды». Опыт создания СПК «Тайфун» также был востребован при разработке первой редакции Кода безопасности судов нового типа, разрабатывавшегося под эгидой ИМКО[11].