Таллинский пассажирский порт


Таллинский пассажирский порт, порт Ва́наса́дам (эст. Vanasadam) — морской порт, расположенный в центре Таллина, Эстония. С позднего средневековья до конца XX века являлся крупнейшим торговым портом на территории Эстонии. Обслуживает регулярные рейсы паромов в Хельсинки, и Стокгольм, также осуществляет нерегулярные рейсы в другие порты Европы.

Городской порт является одним из пяти портов государственного предприятия Порт Таллина. Является крупнейшим пассажирский портом Эстонии[1] и является достаточно загруженной гаванью по мировым стандартам (в 2019 году порт обслужил 10,64 млн пассажиров[2]).

В порту действуют три пассажирских терминала (A, B и D), общая протяженность его причалов составляет 4,2 километра. Протяженность причала порта предназначенного для круизных судов составляет 339 метров; его строительство было завершено весной 2004 года, стоимость составляла более 80 млн крон. В порт могут заходить суда максимальной длиной 340 метров, шириной 42 метра и осадкой 10,7 м.

Число пассажиров круизных судов проходящих через порт имеет положительную динамику на протяжении 12 лет подряд (до 2019 года)[2], в том числе за счет сотрудничества с Таллинским аэропортом. Для того чтобы справиться с этим количеством и растущими объемами круизных судов, прибывающих в Таллин, в мае 2013 года Таллинский порт приступил к строительству новой причальной набережной рядом с существующей пристанью круизных судов в Старом городском порту. Общая длина причала, построенного эстонским филиалом литвийской BMGS (общая стоимость проекта составила 9,34 млн евро), составляет 421 метр. С помощью новой набережной Таллинский порт может швартовать круизные суда длиной до 340 метров, шириной до 42 метров и осадкой до девяти метров.

В состав Старой гавани Таллина входит также созданная в 2010 году новая пристань для прогулочных судов — Старая городская гавань.

Морская торговля через Ревель проходила начиная с 13 века, город входил в Ганзейский союз. В конце 17 века в порту Ревеля имелся мол длиной около 300 м, начинавшийся возле Морских ворот городской крепости и шедший далее в восточном направлении. В конце 17, начале 18 века мол был удлинён, образовав Купеческий мост. В 1713 году по указанию Петра I генерал-адъютанту Девиеру и инженер генерал-майору Люберасу было поручено соорудить ревельскую гавань. Был построен западный больверк и образована Военная гавань[4].