Тамайо, Руфино


Руфи́но дель Кармен Арельянес Тама́йо (исп. Rufino del Carmen Arellanes Tamayo; 26 августа 1899, ОахакаМексика — 24 июня 1991, Мехико) — мексиканский художник-модернист, представитель мексиканского мурализма.

По происхождению Руфино Тамайо — из индейцев сапотеков. В 1917—1921 годах молодой художник учится в Академии Сан-Карлос в столице Мексики.

Вместе с другими муралистами, такими как Ривера, Ороско и Сикейрос, Тамайо представляет двадцатый век в искусстве Мексики. Однако, после мексиканской революции художник воздерживался от явной политической составляющей в своем творчестве. В частности, он расходился во мнении с «большой тройкой» монументалистов (Ривера, Ороско и Сикейрос), что революция необходима для будущего страны, вместо этого Тамайо считал, что революция повредит Мексике. В своей картине «Дети, играющие с огнем» 1947, Тамайо показывает, как два человека сгорают от разожженного ими огня —метафора мексиканского народа, пострадавшего в результате его собственного выбора и действий. По словам Тамайо: «Мы находимся в опасной ситуации, и опасность состоит в том, что человек может быть поглощен и уничтожен тем, что он создал»[5].

Почувствовав, что он не может свободно выражать свое художественное видение, Тамайо в 1926 году покидает Мексику и два года живёт в Нью-Йорке, где знакомится с модернизмом в живописи. После своего возвращения на родину Руфино Тамайо — профессор в Школе современного искусства в Мехико. Его художественные произведения этого времени обнаруживают сходство с немецким стилем 20-30-х годов XX века «Новая вещественность». В 1932 году Тамайо был назначен директором Департамента пластических искусств Министерства народного образования.

В 30-е годы художник получает ряд заказов на создание произведений монументальной живописи. В это время Тамайо находился под сильным впечатлением доколумбового искусства народов Америки, что сказалось при выработке своего, особенного художественного стиля. Древнемексиканские символы и мифические образы он использует в своих работах с целью более чётко выразить основные человеческие проблемы, такие как одиночество, гнев, печаль и так далее. Также и присущий древнемексиканскому мировоззрению дуализм находит своё отражение в картинах мастера.

В 1935 году Тамайо вступил в Лигу революционных писателей и художников. Вместе с Альфаро Сикейросом и Хосе Ороско, Руфино Тамайо был выбран, чтобы представлять мексиканское искусство на первом Конгрессе американских художников в Нью-Йорке. Благодаря этому, в 1938 году он получил и принял предложение преподавать в Школе искусств Далтона в Нью-Йорке, переехал в США, где и оставался почти двадцать лет[5].