Танец живота


Танец живота (беллиданс) или Восточный танец — западное название танцевальной техники, распространённой на Ближнем Востоке и в арабских странах. На арабском языке он известен как Ракс Шарки (араб. رقص شرقي‎: восточный танец), на турецком — как Oryantal dansı, то есть «восточный танец». Своеобразие восточного танца живота — в его пластичности.

«Танец живота» — это перевод французского термина фр. danse du ventre, который был придуман в 1864 году как ехидное прозвище для ориентальной картины «Танец альмеи» французского художника Жана-Леона Жерома[1][2].

На картине изображена женщина, танцующая перед аудиторией сидящих солдат в фантастической ближневосточной обстановке. Костюм танцовщицы с её маленьким жилетом и прозрачной блузкой, кажется, был вдохновлен современной одеждой авалей (египетское сленговое название танцовщиц). В то время как авали того периода носили блузку до локтя, заправляя её в юбку на талии, однако прозрачная блузка этой танцовщицы расстегнута на её обнаженной груди, а её обнаженный живот обращен к зрителю картины.

Танец живота во многом навеян мифами о Востоке, восточными красавицами (Саломея), одалисками и баядерками, который был воплощён в XX веке на основе синтетической танцевальной техники: европейское кабаре (бурлеск) XIX—XX веков, цыганский танец гавази (проникший в Египет из Индии в X веке) и местные арабские танцевальные традиции (ритмичные покачивания бёдрами), которые были существенно приглушены многовековым господством ислама[3]. Главным аргументом в пользу современного происхождения танца живота является тот факт, что арабские народные танцы имели коллективный характер, а исламский дресс-код является несовместимым с нарядом исполнительницы танца живота.

Тем не менее, на Ближнем Востоке в доарабскую эпоху существовала танцевальная культура, о которой в отрывочной форме повествует Библия. Так в эпоху Судей (Бронзовый век) «девицы Силомские плясали в хороводах» (Суд. 21:21). Вернувшийся от филистимлян Давид «скакал и плясал» (2Цар. 6:16) так, что льняной ефод подлетал очень высоко (2Цар. 6:20) перед ковчегом Завета под аккомпанемент цитр, кимвалов, тимпанов и псалтырей. На дне рождения Ирода Антипы плясала дочь Иродиады Саломея (Мф. 14:6), которая потребовала за свой танец голову Иоанна Крестителя (Мф. 14:8).

Но отождествление всех перечисленных танцев с именно танцем живота либо любым другим спорно ввиду того банального, что о деталях танцевальных движений в Библии ничего не написано.