Тарабукин, Николай Михайлович


Никола́й Миха́йлович Тарабу́кин (6 сентября 1889, с. Спасское, Спасский уезд, Казанская губерния, Российская империя21 февраля 1956, Москва, СССР) — российский и советский искусствовед, философ, театровед, теоретик искусства и отечественного дизайна.

В 1911 году окончил Ярославскую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где прослушал курс по философии и искусствоведению, сдав экзамены по истории искусства, философии, логике, психологии и литературе. В сентябре 1912 года перешёл на обучение в Демидовский юридический лицей, который окончил в декабре 1916 года, но диплом получил только 19 апреля 1917 года (в 1913—1914 годах совершил поездку за границу для ознакомления с музеями и архитектурой). С 1917 года полностью посвятил себя занятиям по разработке вопросов истории и теории изобразительного искусства[2].

Осенью 1918 года сумел перебраться в белую Сибирь[3], активно участвовал в культурной жизни колчаковского Омска.

В 1919—1920 годах служил в РККА лектором по вопросам искусства в Политпросветуправлении Московского военного округа, а также сотрудником и лектором Главного управления Военно-учебных заведений. В 1920—1921 годах читал лекции по истории пространственных искусств в Государственной Хоровой академии, проводил занятия по истории русского искусства в бывшей Первой гимназии, преподавал в Пролеткульте и ВХУТЕМАСе. В 1921—1924 годах был действительным членом и учёным секретарём Института художественной культуры[2].

В 1924—1930 годах работал в Государственной академии художественных наук (ГАХН). В 1922—1924 годах в московском ВХУТЕМАСе отстаивал концепцию конструктивизма в архитектуре и «производственного искусства» — основы будущего отечественного дизайна («От мольберта к машине», 1923). С 1928 года — член-корреспондент ГАХН. Летом 1928 года избран заведующим секцией ГАХН по изучению наследия и творчества М. А. Врубеля В это же время работал в Государственных театральных мастерских им. Вс. Мейерхольда (ГОСТИМ)[2].

15 сентября 1927 года зачислен преподавателем курса истории искусств Государственного кинотехникума (ГТК); с 1 октября 1930 года доцент — ГТК; с 15 октября 1934 года — доцент по истории пространственных искусств Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС). В 1938 года стал исполняющим обязанности профессора по истории пространственных искусств во ВГИКе и ГИТИСе[2].