Телохранитель (фильм, 1979)


Отряд красноармейцев держит в плену Султан-Назара, крупного идеолога националистического движения в Туркестане. Его необходимо доставить в Душанбе, чтобы принудить басмачей сложить оружие. Миссия по перевозке пленника возложена на горца-охотника Мирзо. Вместе с ними едут дочь Султан-Назара Заренгиз и его верный слуга Сейфулла. За путниками охотится банда Фоттабека, который желает заполучить тамгу — символ власти. Фоттабеку помогает его жена Айбаш — «ведьма» из рода шаманов, которая гадает по камням и даёт мудрые советы.

Мирзо легко убивает караульных Фоттабека с помощью метательных ножей. Затем путники попадают в кишлак, где живет мать Мирзо. Она надевает на шею сыну талисман и благословляет духами гор. Прибывший мальчик Каво сообщает о смерти комиссара от укуса кобры. При переходе через перевал гибнет, сорвавшись в пропасть, Сейфулла. Фоттабек едва не достигает своей цели, но Мирзо лихо убивает в ущелье всю его банду, а самого Фоттабека смертельно ранит камнем Султан-Назар. В итоге тамга достаётся горцу Мирзо.

Киновед В. И. Михалкович обнаружил в «Телохранителе» черты вестерна[2], что не помешало ему отнести этот фильм к ряду фильмов Хамраева на историко-революционную тему («Красные пески», «Чрезвычайный комиссар», «Без страха», «Седьмая пуля»), герои которых действуют, побуждаемые одной страстью — мечтой о лучшей жизни[3]. При этом «Телохранителя» с другим вышедшим в то время фильм Хамраева — «Триптих» — объединяет образ дома, построенного своими руками[2], ведь истинное призвание Мирзо — строить дома[4].