Темпти-Хумпан-Иншушинак


Темпти-Хумпан-Иншушинак (более известен под своим ассирийским прозвищем Те-Умман) — царь Элама, правил приблизительно в 668653 годах до н. э. Сын Шилхак-Иншушинака II. Первоначально, после смерти своего отца, вероятно, в 668 году до н. э. наследовал власть только на части эламской территории с центром в Сузах. В остальной части Элама правил его родственник Уртаки. В Сузах о Темпти-Хумпан-Иншушинаке сохранилось пять надписей. Они частично разрушены и малопонятны.

Вначале поддерживал Уртаки в его борьбе против Ассирии, а после смерти Уртаки в 664 году до н. э., с целью захватить власть во всём Эламе, решил убить трёх сыновей Уртаки и двух его племянников, сыновей Хумбан-Халташа II, но они бежали в Ассирию. В общей сложности в Ниневию в сопровождении многочисленных лучников прибыли 60 членов царствующего дома. «Они бежали ко мне от кровожадности Те-Уммана, их дяди, и бросились к моим царским ногам», пишет ассирийский царь Ашшурбанапал. Ашшурбанапал, справедливо полагая, что они могут ему в дальнейшем пригодиться, тепло принял беглецов и разрешил остаться в Ассирии.

Так как в последующие годы Ашшурбанапал был занят военными действиями в Сирии, Малой Азии и Северо-Западном Иране, Темпти-Хумпан-Иншушинаку предоставлялась возможность беспрепятственно укреплять свою власть. В своих надписях он похваляется одержанными победами над «страной злодеев» и племенем лалларип. Не исключено, что под «злодеями» подразумевались персы в Аншане. Лалларипы, возможно, жили в северном Лурестане. От этих двух небольших племен он потребовал огромную дань. В благодарность Темпти-Хумпан-Иншушинак посвятил богине Пиненкир в Сузах храм из обожженного кирпича. Он также превозносит поддержку, которую оказали ему боги Хумпан и Иншушинак во время этих военных походов. Если в целом обозреть надписи Темпти-Хумпан-Иншушинака, то создается впечатление, будто бы Элам при этом правителе стал вполне благополучным государством.

К сожалению, все сведения о дальнейшей судьбе Темпти-Хумпан-Иншушинака исходят от его непримиримого врага Ашшурбанапала, для которого «Те-Умман» был лишь «исчадием ада». Хотя сообщения ассирийского царя и должны быть расценены как преувеличение, а иногда и искажающие действительность, они все же компенсируют этот недостаток своей наглядностью. Ашшурбанапал велел для своего дворца в Ниневии изготовить каменные рельефы, где образно увековечил свои столкновения с Эламом, а на глиняных табличках прокомментировал их. Все это, вместе взятое, представляет собой первоисточник необыкновенной выразительности.