Тербуш, Анна Доротея


Анна Доротея Те́рбуш (нем. Anna Dorothea Therbusch), урождённая Анна Доротея Лисиевская (нем. Anna Dorothea Lisiewski) также известная, как Тербуш-Лисиевская[4] (23 июля 1721, Берлин, Прусское королевство — 9 ноября 1782, Венеция, Венецианская республика) — немецкая художница, писавшая картины в стиле рококо. Сохранились более двухсот её работ, большая часть которых портреты.

Анна Доротея родилась в Берлине 23 июля 1721 года в семье немецкого портретиста польского происхождения Георга Лисиевского. Отец художницы происходил из шляхетского рода и прибыл в Берлин ко двору прусского короля Фридриха Вильгельма I в 1692 году в составе свиты придворного архитектора Иоганна Фридриха Эозандера фон Гёте. Так как женщин не принимали в художественные академии, Лисиевский сам обучил живописи дочерей — будущих известных портретисток Анну Доротею Тербуш и Анну Розину де Гаск, вместе с их братом Кристофом Лисиевским. Сёстры также получили несколько уроков живописи у придворного художника Антуана Пэна.

В 1742 году Анна Доротея вышла замуж за Эрнста Фридриха Тербуша (1711—1773), хозяина трактира и гостиницы «Белый голубь» в Берлине. В браке родила семерых детей, пять из которых выжили. За время семейной жизни Анна Доротея почти не писала картин. Она рисовала в тайне ото всех по ночам. В 1760 году художница, оставив детей с мужем, вернулась к художественной деятельности, за что современниками была характеризована, как «недальновидная женщина средних лет».

В 1761 году Тербуш получила место придворной художницы при дворе вюртембергского герцога Карла Евгения в Штутгарте. За короткое время она написала восемнадцать картин для десюдепортов в зеркальной галереи герцогского замка, которые, к сожалению, все сгорели во время пожара. В 1762 году она была назначена почётным членом Штутгартской академии искусств, основанной годом ранее. В 1764 году по приглашению баварского курфюрста Карла IV Теодора работала при его дворе в Мангейме. Два портрета курфюрста кисти художницы ныне хранятся в собраниях музее Райсса—Энгельхорна[нем.] в Мангейме и старой пинакотеке в Мюнхене. Эти полотна свидетельствуют о смещении акцента в официальных портретах глав государств от большого парадного к малому частному портрету, символизирующему просвещённого правителя.

В 1765 году Тербуш прибыла в Париж. Вначале Королевская академия живописи и скульптуры отвергла картину художницы, так как посчитала полотно слишком хорошим для того, чтобы быть написанным женщиной. Дени Дидро упоминает о картинах Тербуш, в том числе о своём портрете, на котором он изображён обнажённым, в Литературной, философской и критической переписке[фр.] за 1767 год, изданной им самим и Фридрихом Мельхиором Гриммом. В книге философа «Мистификация, или История портрета[фр.]» Тербуш является одним из действующих лиц.