Тип 63 (РСЗО)


Тип 63 — буксируемая реактивная система залпового огня (РСЗО), разработанная в Китайской Народной Республике в начале 1960-х годов. Является одной из самых распространённых в мире систем реактивной артиллерии. Кроме Китая, находится на вооружении армий более десятка государств, а также различных, в том числе и незаконных, вооружённых формирований. Кроме этого, в ряде стран производится по лицензии. Активно применяется в ряде вооружённых конфликтов в Афганистане, на Ближнем Востоке и в Африке.

В 1950-х годах руководством КНР среди прочего вооружения было куплено несколько образцов советской РСЗО БМ-14. По заказу военного руководства Китая на основе советской системы, конструкторы завода № 847 создали буксируемую РСЗО для сухопутных войск китайской армии. Калибр был уменьшен со 140 до 107 мм, количество направляющих уменьшено с 16 до 12. В результате получилась дешёвая, простая в обращении и лёгкая система (613 кг против 1 560 кг у М-14), которая на поле боя могла передвигаться силами расчёта.

Также, был разработан облегченный вариант системы для воздушно-десантных и горно-пехотных войск под обозначением Тип 63-1. Она может разбираться на части для переноски вручную или вьючным способом.

В 1980-х китайцы стали монтировать систему на шасси грузовика Nanjing NJ-230 с колесной формулой 4х4, увеличенной кабиной для перевозки расчёта и отсеком для боекомплекта из 12 снарядов для перезарядки, что сделало систему залпового огня (получившей обозначение Тип 81) самоходной и гораздо более мобильной. Также в армии Китая применяется самоходный вариант Тип 63, смонтированный на квадроцикле.

Также, существует переносная одноствольная установка на треножном станке (Тип 85), предназначенная для спецподразделений, а также для размещения на малых кораблях и лодках. Вес установки — 22,5 кг.

Пусковая установка системы Тип 63 представляет собой значительно доработанный и облегченный артиллерийский лафет на колесном ходу. Колеса, унифицированные с автомобильной техникой, имеют рессоры, что позволяет буксировать РСЗО с достаточно большими скоростями. К шасси лафета крепится поворотный станок. Он позволяет наводить стволы по горизонтали в пределах сектора шириной 32° и по вертикали от −3° до 57°. Несмотря на использование открытых с двух сторон труб, пусковая установка Тип 63 имела склонность к движению и прыжкам при стрельбе. Для компенсации этого явления в задней части лафета предусмотрели две раздвижные станины, в походном положении применявшиеся для буксировки, а также два упора на шарнирах спереди. При разложенных станинах и упорах установка Тип 63 стала гораздо более устойчивой и обеспечивала достаточную кучность при стрельбе залпом.