Тихонравов, Михаил Клавдиевич


Михаи́л Кла́вдиевич Тихонра́вов (16 [29] июля 1900, Владимир, Российская империя — 4 марта 1974, Москва, СССР) — советский инженер, конструктор космической и ракетной техники, сподвижник С. П. Королёва. Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Член-корреспондент Академии артиллерийских наук.

Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире. Отец Клавдий Михайлович, почётный гражданин города Владимира, окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Мать Александра Николаевна — Санкт-Петербургские высшие Бестужевские курсы, училась в техническом училище рисования А. Л. Штиглица, готовившем преподавателей для художественно-промышленных школ.

Когда Михаилу было полтора года, его родители переехали в Санкт-Петербург, где он окончил 3-ю классическую гимназию. В девятилетнем возрасте Миша Тихонравов, побывав на авиационном представлении, на всю жизнь заболел небом, начал запоем читать книги по теории воздухоплавания. Михаил Тихонравов в совершенстве владел латынью и читал в подлиннике античных авторов, знал французский язык.

В 1919 году служил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя переславского комитета РКСМ[1].

В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). В учебных мастерских института вместе с известным впоследствии авиационным инженером-конструктором Вахмистровым Владимиром Сергеевичем спроектировал и построил планер, названный «Змеем Горынычем», он представлял советский планеризм на международных соревнованиях в Германии в 1925 году, показав превосходные результаты: поднялся на высоту 265 метров и пролетел 11 километров. Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 «Арап» (1923 г.), АВФ-22 «Змей Горыныч» (1925 г., совместно с В. С. Вахмистровым), «Жар-Птица» (1927 г., совместно с А. А. Дубровиным), «Гамаюн», «Скиф» (оба 1928 г.), «Комсомольская Правда» («Жар-Птица-2», 1929 г.), «Скиф-2» (1931 г.; все — совместно с В. С. Вахмистровым и А. А. Дубровиным).

Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками[2].