Петти, Том


То́мас (Том) Э́рл Пе́тти (англ. Thomas Earl Petty; 20 октября 1950, Гейнсвилл, Флорида, США — 2 октября 2017, Санта-Моника, Калифорния, США) — американский рок-музыкант.

Петти решил начать музыкальную карьеру после посещения шоу Эда Салливана, где он впервые увидел выступление группы The Beatles (1964 год) — по словам музыканта, событие изменило всю его жизнь[5].

Он и его группа The Heartbreakers появились на горизонте американской рок-музыки в 1976 году, когда был выпущен одноимённый альбом. Первый успех музыкант познал в Великобритании, где критики причислили его к «новой волне», тогда как сам Петти настаивал на том, что его творчество является логическим продолжением наследия The Byrds и The Rolling Stones.

Третий альбом его группы, Damn the Torpedoes (1979), дошёл до 2-го места в США и держался на 1-м месте в Великобритании до выхода легендарного The Wall от Pink Floyd. В 1981 году в продажу поступил дуэт Петти со Стиви Никс из Fleetwood Mac — «Stop Draggin' My Heart Around». Музыкальные критики сравнивали Петти то с Бобом Диланом, то с Нилом Янгом, то с Брюсом Спрингстином. Однако совсем уж консерватором Петти считать нельзя: например, одним из первых рокеров он стал снимать музыкальные клипы на все свои синглы.

В 1987 году Петти записал несколько музыкальных композиций вместе со своим кумиром Бобом Диланом, а в следующем году они стали участниками супергруппы The Traveling Wilburys, которую создали Джордж Харрисон, Рой Орбисон, Боб Дилан и Джефф Линн. В 1989 году при поддержке The Heartbreakers и друзей из The Traveling Wilburys Петти выпустил первый сольный альбом — Full Moon Fever (3-е место в Billboard 200), главным хитом с которого стала песня «Free Fallin'» (7-е место в Billboard Hot 100).

В 1990-х годах Петти работал с модным продюсером Риком Рубином. Второй сольный альбом (Wildflowers) вышел в 1994 году, третий (Highway Companion) — 12 лет спустя; оба они пользовались успехом. В этот же период Петти был известен своей критикой американского шоу-бизнеса. Причину кризиса рок-музыки он видел в коммерциализации радиостанций и в исчезновении независимых передающих сетей.