Тонтон-макуты


Тонтон-макуты (фр. Tonton Macoute; гаит. креол. Tonton Makout), также Добровольческая милиция национальной безопасности (фр. Milice de Volontaires de la Sécurité Nationale, гаит. креол. Volontè pou Sekirite Nasyonal) — гаитянское военизированное формирование и ультраправая политическая группировка. Объединяли функции эскадронов смерти, полиции, госбезопасности и дювальеристской политической организации. Выступали главной силовой и политической опорой династии Дювалье. Являлись, особенно при правлении Дювалье-старшего, элитой правящего режима. Истребляли политическую оппозицию, осуществляли рэкет в отношении предпринимателей, терроризировали население. Практиковали мистические ритуалы вуду. Распущены после падения режима Дювалье-младшего, однако кадры и традиции сохранились в крайне правых организациях.

Термин «тонтон-макуты» происходит от гаитянского креольского мифа о дяде (Tonton), который похищает и наказывает непослушных детей, запихивая их в мешок (Macoute) и затем съедая. Прямой перевод с креольского языка: «дядюшка с джутовым мешком»[1]. Понятие связано также с архетипом вудуистского зомби.

На уровне обыденного сознания тонтон-макуты олицетворяли силу, жестокость, непобедимость (убивать зомби бессмысленно), но также своеобразную извращённую справедливость, неотвратимость возмездия, исходящего от вождя, которому были беспредельно преданны. В сообществе тонтон-макутов культивировались принципы «единой семьи Папы Дока», чему способствовала активная практика ритуалов вуду[2].

В октябре 1957 года президентом Гаити стал Франсуа Дювалье[3]. Платформа дювальеризма предполагала значительные социальные сдвиги в гаитянском обществе. Выступая с позиций авторитарного популизма и чёрного расизма, Дювалье использовал традиционную враждебность негритянских масс к мулатской элите. Воинствующий ультраправый антикоммунизм совмещался с революционной эгалитарной риторикой[4].

Режим Дювалье быстро столкнулся с жёсткой оппозицией. Уже в июле 1958 года против него была предпринята попытка военного заговора[5]. Подавить мятеж удалось силами вооружённых сторонников Папы Дока под командованием Клемана Барбо. Дювалье сделал вывод о ненадёжности армии и полиции и поручил Барбо сформировать проправительственное ополчение из идейно мотивированных добровольцев, лично преданных президенту. Склонность Дювалье и его окружения к мистицизму определила название тонтон-макуты.

Новая структура комплектовалась из негритянской молодёжи, преимущественно люмпенской или учащейся. Таким образом, для социальных низов открывались недоступные прежде перспективы подъёма. Командирами назначались проверенные сподвижники Дювалье. Подчинялись тонтон-макуты только лично президенту. Они сосредоточили все функции силовых структур, оттеснив на задний план прежнюю армию и полицию. Главной функцией являлось уничтожение реальной и потенциальной оппозиции. Отдельно ставилась задача обеспечивать личную безопасность Франсуа Дювалье[6].