Торевтика


Торе́втика (греч. τορευτιχος — искусный в рельефной работе по металлу, от греч. τορεο — вырезываю, чеканю, лат. caelatura, фр. toreutique) — искусство холодной обработки изделий из металла, а также декорирования рельефом художественных изделий, «в противоположность ваянию из камня, глины, воска и дерева. Преимущественно словом „торевтика“ обозначается обработка металлов острыми стальными инструментами, а именно чеканка, выбивка при помощи пунсонов»[1]. В Большой Советской энциклопедии дано устаревшее определение, в котором к торевтике, помимо чеканки, тиснения, «выколотки», то есть так называемой «холодной обработки» изделий из металла, отнесено и художественное литьё[2]. Средневековое название мастера этого ремесла — златокузнец (нем. Goldschmied, итал. battere il metallo)[3].

В современной терминологии слово «торевтика», близкое понятию «металлопластика», является собирательным обозначением всех техник холодной обработки металла:

Искусство торевтики уходит своими корнями в глубокую древность[5]. Она применяется уже в эпоху бронзового века[6]. Изделиями высокого мастерства, созданными в железном веке, являются «Certosa situla» из Италии, а также бронзовая «ситула из Ваче» и «поясная пряжка из Ваче» (Словения). Особенное развитие торевтика получила у народов Малой Азии, Ассирии, Вавилона, перенесённая оттуда в Древнюю Персию[7]. Ярким примером влияния персидской школы торевтики считается Надьсентмиклошский клад, найденный в Трансильвании в 1799 году. Этот клад, состоящий из 23-х золотых сосудов, считался собственностью предводителя гуннов Аттилы[8], изделием аваров[9] или печенегов[10]. Однако большинство учёных считает предметы Надь-Сент-Миклошского клада, из-за содержащихся на сосудах рунических надписей, работой протобулгарских мастеров[11][12][13].

В Древней Греции термин «торевтика» использовали в качестве синонима сфиротехники (греч. σφυροτεχνίας, от (греч. σφυρον — молоток, пятка молотка и греч. τέχνη — ремесло, умение) — выколачивания объёмных фигур из листов меди и бронзы. В современном значении — выколотка. Именно так изготавливали огромные составные статуи, полые внутри, которые из-за их размеров было невозможно отлить из бронзы. Например: Колосс Родосский. «Выколотные» статуи называли в античном мире «олосфи́ратос»[14][15].