Травиата


«Травиа́та» (итал. La traviata — «падшая», «заблудшая», от гл. traviare — сбивать(ся) с пути) — опера Джузеппе Верди в 3 действиях, 4 картинах на либретто Франческо Мария Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1848). Премьера состоялась 6 марта 1853 года в театре «Ла Фениче» в Венеции и потерпела провал, однако, переработанная, вскоре стала одной из знаменитейших и популярнейших опер. Премьера второй редакции состоялась 6 мая 1854 года в Венеции, в Театре Сан-Бенедетто (Виолетта — Мария Специя-Альдигьери[англ.]).

Как и в «Риголетто» и «Трубадуре», Верди в «Травиате» в центр драмы помещает персонажа, отвергнутого обществом.

Оригинальная партитура оперы делится на три акта: действие первого проходит в салоне Виолетты, второго — в её загородном доме и во дворце Флоры Бервуа, третьего — в последней квартире Виолетты. Большая длина второго акта привела к тому, что при постановке его естественным образом стали разбивать на два действия, и в наши дни «Травиата» обычно ставится как опера в четырёх картинах с тремя антрактами.

Куртизанка Виолетта Валери устраивает званый вечер в своём салоне. Ей представляют молодого человека, недавно приехавшего в Париж из провинции, Альфреда Жермона, который производит впечатление куда более внимательного и чуткого мужчины, чем её нынешний любовник, барон Дуфоль. Альфред уже год как безответно влюблён в Виолетту, но она не принимает юношу всерьёз. В разгар веселья он произносит страстный тост во славу любви (дуэт «Libiamo ne’ lieti calici»). Внезапный приступ кашля вынуждает Виолетту покинуть зал, Альфред следует за ней. Он признаётся в своих чувствах и пытается убедить её изменить образ жизни и уехать с ним. Виолетта объясняет ему, что не умеет любить (дуэт «Un dì, felice, eterea») и убеждает его найти другую, но, поддавшись порыву, дарит юноше цветок камелии, который Альфред должен вернуть, когда тот засохнет — а значит, завтра будет новая встреча. Гости расходятся. Куртизанку тронули слова Альфреда; она понимает, что он ей не безразличен. Её манит возможность быть любимой, но она пытается отогнать от себя мысли о любви, считая их безумными: (кабалетта Sempre libera).