Трансантарктическая экспедиция Британского содружества


Трансантарктическая экспедиция Британского содружества (англ. Commonwealth Trans-Antarctic Expedition, аббревиатура CTAE) 1955—1958 гг. — полярная экспедиция под руководством сэра Вивиана Фукса и сэра Эдмунда Хиллари, впервые в мировой научной практике успешно пересекшая Антарктический континент на дистанции 3473 км и проведшая исследования мощности ледникового покрова на всём протяжении пути от залива Фазеля на побережье моря Уэдделла до побережья моря Росса. Вспомогательная команда Э. Хиллари участвовала в программе Международного геофизического года и 3 января 1958 г. достигла Южного полюса. Участники команды стали третьими в истории (после экспедиций Амундсена и Скотта), кто достиг Южного полюса по суше.

Следующее пересечение всего материка будет совершено только в 1981 г. сэром Ранульфом Файнсом в рамках Трансглобальной экспедиции 1979—1982 гг.

Сам В. Фукс писал, что идея пересечь весь Антарктический континент пришла ему в экспедиции 1949 году на Земле Александра I во время сильного снежного шторма[1].

В 1950 году Фукс связался с ректором колледжа Сент-Пол в Кембриджском университете — сэром Дж. Уорди (он был начальником научного штата во второй экспедиции Шеклтона, а в 1929 году вместе с Фуксом участвовал в геологической экспедиции в Гренландию). По первоначальному проекту, континент следовало пересекать в самом узком месте — от побережья моря Уэдделла до пролива Мак-Мёрдо — на гусеничном транспорте при поддержке авиации, которая будет снабжать экспедицию необходимыми запасами и проводить воздушную разведку. Фукс не рассчитывал на надёжность техники и планировал использовать собачьи упряжки в качестве резервного средства передвижения.

В 1955 году экспедиция начала осуществляться. Попечительский совет возглавил маршал авиации сэр Дж. Слэссор, главой исполнительного комитета стал контр-адмирал Ч. Парри. 17 февраля 1955 года правительство Великобритании предоставило экспедиции 100 тыс. фунтов стерлингов. Вскоре экспедиция приобрела статус общей для Британского содружества наций: финансовую поддержку обеспечили Австралия, Южно-Африканский Союз и Новая Зеландия. Шефство над экспедицией взяла королева Елизавета II.

Экспедиционное судно — транспорт новозеландских ВМФ «Индевор» (капитан Т. Керквуд). Для доставки команды в море Уэдделла был зафрахтован канадский промысловик «Терон» (шкипер — Х. Маро). Новозеландские ВВС предоставили разведывательный моноплан «Остер A.O.P.6»[англ.] и четырёх лётчиков. Новозеландское почтовое ведомство предоставило радиооборудование и наладило постоянную связь.