Третий Рим


Третий Рим[1] — европейская религиозно-историософская и политическая идея, использовавшаяся для обоснования особого религиозно-политического значения различных стран как преемников Римской империи.

Эта идея, основанная на концепции «переноса империи» (translatio imperii), использовалась для легитимации притязаний тех или иных монархий на преемственность по отношению к Византии или Западной римской империи.

В 913 году Симеон I Болгарский был коронован императором (царём) Константинопольским Патриархом и императорским регентом Николаем Мистиком за пределами византийской столицы. В его окончательной упрощенной форме титул гласил: «император и Самодержец всех болгар и римлян». Римский компонент в болгарском императорском титуле указывал как на господство над грекоязычными, так и на происхождение имперской традиции от римлян, однако этот компонент никогда не признавался византийским двором.

Византийское признание императорского титула Симеона было отменено последующим византийским правительством. Десятилетие 914—924 годов прошло в разрушительной войне между Византией и Болгарией по этому и другим конфликтным вопросам. Болгарский монарх, который еще больше раздражал своего византийского коллегу, претендуя на титул «императора римлян», был в конечном итоге признан «императором Болгар» византийским императором Романом I Лакапином в 924 году. Византийское признание императорского достоинства болгарского монарха и Патриаршего достоинства Болгарского Патриарха было вновь подтверждено при заключении постоянного мира и болгаро-византийского династического брака в 927 году. Тем временем болгарский императорский титул, возможно, был также подтверждён папой римским. Болгарский императорский титул «Царь» был принят всеми болгарскими монархами вплоть до падения Болгарии под османским владычеством. Болгарские литературные произведения XIV века чётко обозначают болгарскую столицу, Тырново как преемницу Рима и Константинополя, по сути, «Третий Рим».

В 1345 году сербский король Стефан Урош IV Душан провозгласил себя императором (царём) и был коронован в качестве такового в Скопье на Пасху 1346 года вновь созданным Сербским патриархом, а также Патриархом всей Болгарии и автокефальным архиепископом Охридским. Его императорский титул был признан Болгарией и различными другими соседями и торговыми партнёрами, но не Византийской империей. В своей окончательной упрощенной форме сербский императорский титул значился в форме «император сербов и римлян» (цар срба и римљана). Он был использован только Стефаном Урошем IV Душаном и его сыном Стефаном Урошем V в Сербии (до его смерти в 1371 году), после чего более не использовался. Сводный брат Душана, Симеон Урош, а затем его сын Иоанн Уреш, претендовали на тот же титул, до отречения последнего в 1373 году, правя в Фессалии. «Римский» компонент сербского императорского титула указывает как на господство над греками, так и на происхождение имперской традиции от римлян.