Третья волна феминизма


Тре́тья волна́ фемини́зма — термин, с которым отождествляются несколько разновидностей феминистской деятельности и исследований, точные исторические рамки которых являются предметом споров, однако обычно указывается период с начала 1990-х до начала 2010-х годов. Термин «феминизм третьей волны» ввела Ребекка Уолкер в эссе 1992 года[1].

Феминистки третьей волны считали, что необходимы дальнейшие изменения в стереотипах, изображении в медиа и обозначении женщин в языке. Идеология третьей волны фокусировалась на более постструктуралистской интерпретации гендера и сексуальности[6]. Феминистские теории третьей волны включали в себя элементы квир-теории, антирасизма, вуманизма, постколониальной теории, экзистенциализма, трансцендитализма, постмодернизма, транснационализма, киберфеминизма, экофеминизма, индивидуалистского феминизма, проблематики трансгендерности и др.

Третья волна феминизма началась в 1990-х годах как ответ на недостатки второй волны феминизма и отрицательную реакцию против существовавших феминистских инициатив. Также третья волна базировалась на достижениях феминизма второй волны, таких как создание убежищ для жертв насилия, признание проблемы насилия над женщинами на общественном уровне, доступ к контрацепции и абортам, гендерные исследования и др.

Возникновение феминизма третьей волны во многом связано с деятельностью темнокожих феминисток, таких как белл хукс и Одри Лорд. Они работали над включением вопросов, связанных с расой, в поле деятельности феминизма[7][8].

В 1991 году Анита Хилл обвинила в сексуальных домогательствах Кларенса Томаса, баллотировавшегося тогда на должность Верховного судьи США. Суд не вынес обвинительного приговора Томасу[9][8][10]. В ответ на этот инцидент Ребекка Уокер опубликовала статью под названием «Становясь третьей волной», в которой отметила: «Я не феминистка пост-феминизма. Я феминистка третьей волны»[11].

С третьей волной феминизма также связывают Riot Grrrl — феминистское движение, возникшее в инди-/панк-роке 1990-х годов[12]. Исполнительницы часто обращались к темам, связанным с гендерным неравенством, изнасилованиями, домашним насилием и правом на аборт.