Трещоточная почта


Трещоточная почта, почта с трещоткой, или колотушечная почта[1] (нем. Klapperpost, реже Klapper-Post или Klapper Post), официально — Малая почта (Kleine Post), — частная городская почта «Хаарди и Шоттен»[2], существовавшая в конце XVIII — начале XIX века в Вене1772) и некоторых других городах Австрии. Получила своё название из-за того, что ходившие от дома к дому и собиравшие пересылаемые письма городские почтальоны носили через плечо особые жестянки (ручные трещотки), в которые они колотили, оповещая о своём приходе[3].

Государственная почта была создана в Австрии в 1722 году. Через 50 лет, в марте 1772 года, в Вене Йозефом Гарди (или Хаарди; Joseph Hardy или Josef Haardi[4]) была организована городская Малая почта, также известная как «трещоточная почта». Второе название связано с тем, что почтальон, приближаясь к улице, использовал трещотку для оповещения людей о своём прибытии[3]. Почтовое обслуживание действовало в радиусе трёх миль. Оно включало сбор отправляемой корреспонденции до шести раз в день и её доставку в ближайшее почтовое отделение, откуда почта следовала дальше по назначению. Почтальоны носили специальную жёлто-чёрную форму, позднее заменённую на серую[5][6]. Трещоточная почта просуществовала в Вене до 1784 года[6][7][8].

Подобная почтовая служба была также устроена в других городах австрийской монархии — в Праге, Будапеште, Граце и Брно[9], а также в Милане[10]. В частности, в Праге она действовала с 27 июля 1782 года до начала 1821 года и называлась чеш. Malá pošta («Малая почта»), или Klapačková pošta («Трещоточная почта»)[2][9][11].

Различные старинные предметы, связанные с трещоточной почтой, собраны и хранятся в почтово-телеграфном музее (ныне Техническом музее[англ.]) в Вене[3].

Во время исполнения 3 марта 1783 года музыкальной пантомимы Моцарта «Маскарад» (при участии Йозефа Ланге, нем. Joseph Lange; K. 446[12]) программку представления распространял человек, переодетый в почтальона службы Klapperpost[13].

Доставка письма посыльным трещоточной почты является кульминационным моментом действия современной австрийской оперной постановки «Opera al Dente»[14][15].