Тридентская месса


Тридентская месса — одно из распространённых названий для обозначения литургии римского обряда (мессы), преобладавшей до издания миссала 1969 года. Также употребляются названия Тридентский чин, Тридентская латинская месса, классическая Латинская Месса, Традиционная латинская месса, Старая Латинская месса. В современной католической терминологии Тридентская месса именуется также «экстраординарным обрядом». Этот термин появился впервые в motu proprio папы Бенедикта XVI Summorum Pontificum, изданным 7 июля 2007 года, согласно которому тридентский обряд (в редакции 1962 года) является «экстраординарным» способом совершения литургии в римском обряде (в то время как «ординарным» остаётся Novus Ordo).

Литургия римского обряда в своих существенных частях была впервые кодифицирована в VI веке римскими папами Львом I Великим, Геласием I и Григорием I Великим, а нынешний вид приняла во исполнение решений Тридентского собора при папе Пие V в 1570 году, причём большинство католиков-традиционалистов используют редакцию миссала 1962 года, утверждённого папой Иоанном XXIII[1].

Тексты традиционного миссала римского (латинского) обряда восходят к глубокой древности, однако многократно менялись на протяжении столетий и были упорядочены и предписаны практически для всей церкви латинского обряда в 1570 году. Вплоть до 1962 года выходили переиздания данного служебника, содержащие новые праздники в честь новых святых и некоторые изменения в богослужебных рубриках. В указанный период времени данная форма католического богослужения была самой широкораспространённой в католическом мире. Данный чин был закреплён папой Пием V по просьбе Тридентского собора и обнародован 5 декабря 1570 года[2].

Тридентский собор ясно выразил католический взгляд на мессу, подчеркнув, помимо прочего, жертвенный характер евхаристического богослужения, отрицаемого протестантами[3]. Во исполнение пожеланий собора папа Пий V обнародовал в 1570 году миссал, использовавшийся в римской курии и провозгласил его в качестве унифицированного стандарта для всей церкви. Ордена и епархии, оказавшиеся способными подтвердить свою богослужебную традицию как насчитывающую более двухсот лет, при желании могли её сохранить. Самые известные из числа не римских западных литургических обрядов — амвросианский и мосарабский.