Дикирий и трикирий


Дики́рий (греч. δικήριον — «двухсвечник») и Трики́рий (греч. τρικήριον — «трёхсвечник») — принадлежности архиерейского богослужения в Православной Церкви, а также в Католических Церквях византийского обряда.

Дикирий — подсвечник для двух перекрещенных свечей, а трикирий — для трёх. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам и волям Иисуса Христа, а три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Между свечами дикирия помещают изображение креста, как указание на крестную жертву Спасителя, а на трикирии такого не делают, так как, по учению Церкви, крестный подвиг был совершён Христом как Бого-человеком, а не Святой Троицей, которая в свою очередь приняла и освятила крестную жертву Спасителя. Данные предметы появились в богослужебном употреблении в IV—V веках. Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трёхплетёные, осеня́льные или осеня́льники.

Во время различных входов на архиерейских богослужениях, зажжённые трикирий и дикирий с благоговением носят старшие иподиаконы (иногда диаконы); они же подают их архипастырю для благословения (осенения) ими молящихся[1][2]. В остальное время на богослужениях эти священные предметы, как и рипиды, стоят на Горнем месте в алтаре на особых подставках. Иногда право пользоваться дикирием и трикирием на богослужении предоставляется священноархимандритам некоторых монастырей.