Триумф Галатеи


«Триу́мф Галате́и» (итал. Trionfo di Galatea) — фреска, созданная в 1511 году живописцем эпохи Высокого Возрождения Рафаэлем Санти с учениками на Вилле Фарнезина в Риме. Вилла была построена для сиенского банкира Агостино Киджи, покровителя художника и одного из богатейших людей эпохи. Фреска Рафаэля расположена на первом этаже виллы, на западной стене «Лоджии Галатеи»[1].

В древнегреческой мифологии Галатея — имя нимфы нереиды (дочери Нерея), которая влюбилась в пастуха Акида. Циклоп Полифем, также влюблённый в Галатею, подстерёг Акида и раздавил его громадным камнем. Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку[2]. Эту историю изложил древнегреческий поэт Филоксен в дифирамбе «Киклоп», сочинённом в каменоломнях близ Сиракуз[3].

В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения античного сюжета и сочинил сцену, известную как «Похищение Галатеи». Источником, вероятно, стали «Идиллии» Феокрита[4] или «Метаморфозы» Овидия, «отфильтрованные» Анджело Полициано, или Апулеем[5]. На фреске изображен апофеоз нимфы Галатеи, которая представлена на колеснице в виде раковины «морского гребешка», запряжённой двумя дельфинами, окружённая праздничной процессией морских божеств: тритонов и нереид, трубящим морским божеством (Палемоном?). Купидоны (амуры) в небе собираются метнуть в Галатею любовные дротики. Четвёртый, к которому обращен целомудренный взор Галатеи, держит спрятанный за облаком пучок стрел, символизирующий, согласно аллегориям Полициано, целомудрие платоновской любви.

Слева от композиции «Триумф Галатеи», над дверью, находится фреска «Полифем» работы Себастьяно дель Пьомбо, также посвящённая теме любви. Возможно, замысел росписей был шире, чем удалось осуществить. Предполагается также, что для «Галатеи» Рафаэль, как он делал в большинстве случаев, взял за основу античные прототипы, возможно, барельеф с изображением Афродиты (ныне хранится в Капитолийском музее). Тема богини на колеснице в форме раковины среди резвящихся слуг ассоциируется также с картиной «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли.

Отмечено также, что черты лица Нереиды принадлежат Маргерите Лути (итал. Margherita Luti), возлюбленной и музе Рафаэля, известной под прозванием «Ла Форнарина», или «Прекрасная булочница», дочери булочника (итал. fornaio), которая позировала для нескольких картин Рафаэля: «Донна Велата» (1516), «Форнарина» (1518—1519), «Сикстинская Мадонна» (1512—1513). «Триумф Галатеи», таким образом, является первым произведением, на котором представлена его возлюбленная. Они познакомились именно в то время, когда Рафаэль работал на вилле, а Маргерита приносила туда свежевыпеченный хлеб. Согласно легенде, банкир Киджи хотел выгнать дочь пекаря, отвлекающую художника, но Рафаэль пригрозил ему в этом случае прекратить работу[6].