Дворец Шайо


Дворец Шайо (фр. Palais de Chaillot) — здание (дворец) в Париже на правом берегу Сены, напротив Марсова поля и Эйфелевой башни. Построено по проекту Л. Буало, Ж. Карлю и Л. Азема к Всемирной выставке 1937 года на месте стоявшего ранее «Дворца Трокадеро» (Palais du Trocadéro).

Местность на правом берегу реки Сены по названию располагавшейся там деревни Шайо (Chaillot) во второй половине XVI века принадлежала королеве Екатерине Медичи. В 1624 году в Шайо была основана шпалерная мануфактура Савоннери. Новое название местности возникло в 1827 году после успехов французской армии в ходе франко-испанской войны 31 августа 1823 года при штурме форта Трокадеро близ Кадиса на юге Испании[2].

Холм Шайо был благоустроен для Всемирной парижской выставки 1867 года. Для Всемирной выставки 1878 года построили (старый) Дворец Трокадеро (1878—1936). Обширное здание длиной 706 м с двумя флигелями и двумя башнями напоминало большой концертный зал. Его стиль, называемый в то время «мавританским» (mauresque), но с элементами, стилизованными под византийские (Неовизантийский стиль), представлял собой типичную для периода историзма эклектику. Архитектором был Габриэль Даву[fr]. Пространство между дворцом и Сеной было окружено садами, спроектированными Жаном-Шарлем Адольфом Альфаном, и множеством фонтанов. Дворец Трокадеро служил местом съездов и конференций. Здание простояло до 1937 года, когда на его месте было решено построить новый дворец Шайо[3].

Для Всемирной выставки 1937 года старый Дворец Трокадеро был частично снесён и частично перестроен. Новый Дворец Шайо был спроектирован в модном тогда стиле ар-деко архитекторами Л.-И. Буало, Ж. Карлю и Л. Аземой. Как и старый дворец, новое здание имеет два крыла виде циркумференции (полукружия). Перед фасадом находились статуи «Шести континентов» (перенесены к Музею д’Орсе): Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Южной Америки и Океании.

" Il dépend de celui qui passe
Que je sois tombe ou trésor
Que je parle ou me taise
Ceci ne tient qu'à toi
Ami n’entre pas sans désir «

» Tout homme crée sans le savoir
comme il respire
Mais l’artiste se sent créer
Son acte engage tout son être
sa peine bien aimée le fortifie "