Неовизантийский стиль


Неовизанти́йский стиль (итал. stile nеo-byzant, фр. néo-byzantine style, (англ. Byzantine Revival) — «один из исторических стилей, основанный на использовании мотивов архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока (Византии, Грузии, Армении и других)» [1].

Неовизантийский стиль в западноевропейской и русской культуре имеет долгую историю и не ограничивается хронологическими рамками периода историзма XIX века (1830—1880-е гг.). Мотивы неовизантийского стиля успешно применялись также в период модерна рубежа XIX—XX веков, модернизма и постмодернизма XX века, остаются актуальными и в последующем. Вопреки академическому определению этот стиль является не «историческим» (хотя изначально его так называли), а неостилем, и он не является «системой», поскольку, как и все неостили, эклектичен, то есть сочетает разнородные стилевые элементы[2].

Так в архитектуре стран Западной Европы получил распространение романо-византийский вариант стиля, в котором византийские формы чаще всего соединялись с базиликальным планом и элементами романского стиля (романики). Неовизантийский стиль достиг наибольшего развития в Российской империи и на БалканахБолгарии и Сербии), где был связан с идеей культурного единства православных народов[1]. Неовизантийский стиль не следует отождествлять с русско-византийским стилем, отдельным архитектурным течением первой половины XIX века.

Неовизантийский стиль в большинстве источников рассматривается как интерстилевое явление, сохранявшее определённое постоянство в образно-символической значении в разные периоды обращения к наследию византийской культуры. Длительность существования и востребованность византинизма объясняется значительным потенциалом наследия византийского искусства, многообразием его источников и конкретных воплощений в истории европейской культуры, в некотором отношении сравнивыми с наследием античности[3].

Наследие Византии сыграло большую роль в формировании европейской средневековой культуры, предопределило достижения Каролингского и Оттоновского возрождений, оказало влияние на романское, готическое искусство и проторенессанс, но было отвергнуто в эпоху Просвещения, как и всё средневековое искусство в целом. Интерес к Византии возродило общеевропейское романтическое движение в начале XIX века[4].

Представителей романтизма в византийской архитектуре привлекали монументальность, замысловатость построения внутреннего пространства, раскрытие через архитектурные формы религиозных идей, экзотичность. На начальном этапе предпочтение отдавалось ранним памятникам византийской архитектуры, дававшим наибольший простор для творческой фантазии. В 1830—1840-е годы преобладали базиликальные постройки без куполов, а мотивы византийской архитектуры применялись наряду с заимствованиями из раннехристианской архитектуры Римской империи, фасады же имели сдержанный декор, в интерьерах преобладали реминисценции мозаик Равеннского экзархата[5].