Русско-византийский стиль


Ру́сско-византи́йский стиль — направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, которое базировалось на соединении декора древнерусской архитектуры и приёмов русского классицизма. Стиль зародился в Российской империи в первой половине XIX века. Основоположником данного стиля часто называют архитектора Константина Тона. Оформившийся в начале 1830-х годов как целостное направление, русско-византийский стиль был неразрывно связан с теорией официальной народности, выражая государственную идеологию императора Николая I, а также политическую и конфессиональную преемственность России по отношению к Византии[1][2][3][4][5]. Термин «русско-византийский стиль» возник в период формирования стиля, но часто сокращался современниками до «византийского стиля»[6]. В академической литературе закрепился термин «русско-византийский стиль»[3].

Основы русско-византийского стиля в архитектуре были заложены в 1820-х годах архитекторами позднего русского классицизма — Николаем Ефимовым, Авраамом Мельниковым и Василием Стасовым. Расцвет русско-византийского стиля в русской церковной архитектуре начался с 1830-х годов и был связан с деятельностью архитектора Константина Тона. Вариант стиля, разработанный Константином Тоном, был весьма относительно «византийским», так как в нём не применялись византийские формы. Для него характерно сочетание классицистических монументальных объ­ёмов с деталями, выполненными по мотивам соборов Московского Кремля и памятников владимиро-суздальской школы.

В изобразительном и декоративно-прикладном искусстве русско-византийский стиль развивался на основе нового вида деятельности по изучению древнерусского искусства, которое у современников получило название «художественной археологии». Крупными представителями данного направления являлись президент Императорской Академии художеств Алексей Оленин, художник-реставратор Фёдор Солнцев, реставратор Фёдор Рихтер, художник и исследователь искусства Григорий Гагарин.

При рассмотрении русского стиля как направления эклектики или историзма, большинство исследователей выделяют его внутреннюю эволюцию в сторону более научного подхода к дифференциации исторических форм, вызванного накоплением знаний о русской средневековой архитектуре. В таком случае русский стиль делят на периоды, отвечающие делению эклектики на раннюю и позднюю, которым соответствуют «русско-византийская» (1830—1850-е годы) и непосредственно «русская» (1860—1890-е годы) фазы русского стиля[7]. Начавшийся в ходе развития русско-византийского стиля сбор материалов о древнерусском искусстве привёл к формированию российской архитектурно-реставрационной школы, что способствовало развитию с 1850-х годов отдельных направлений — русского стиля второй половины XIX века, основанного на глубоком изучении архитектуры России допетровского времени, и неовизантийского стиля, основанного на глубоком изучении архитектуры раннехристианского Рима и стран христианского Востока.